Четвертый мост в разрезе: 10 фактов о скандальном проекте
Факт 1. Размер гранта. В 2015 году региональные власти заявляли, что рассчитывают получить грант из федерального бюджета в размере от 30% до 70% от стоимости проекта. Сейчас объем гранта составил 75% от общей стоимости. Но и цена вопроса выросла — сегодня на мост планируют потратить чуть больше 49 млрд руб.
Факт 2. Кто заплатит за проект. Недавно муниципальные власти попросили губернатора вернуть 10% НДФЛ городу. Как раз с этим были связаны первые дискуссии о четвертом мосте. В частности, в октябре 2014 года мэрия Новосибирска предложила региональному правительству самостоятельно выплатить первые 130 млн рублей за проектирование четвертого моста, если у муниципалитета заберут 10% НДФЛ.
Факт 3. Моста нет - суды есть. В мае этого года проектировщик 4-го моста через Обь отсудил 54 млн руб. у заказчика.
Факт 4. Дискуссии. Проект четвертого поста вызвал много жарких дискуссий на всех уровнях власти. Например, в декабре прошлого года депутаты горсовета были возмущены обсуждением строительства четвертого моста через Обь на уровне областных властей в обход городских. Вышло так, что парламентариев поставили «перед фактом».«Кто и где обсуждает тему четвертого моста? Кто определил место размещения следующего моста? За чей счет банкет? Что за концессионное соглашение, кто концессионер?», — возмущался депутат госовета Игорь Салов.
Летом 2016 году уже депутаты Засобрание критиковали проект моста. На круглом столе парламентарии потребовали от правительства возложить все риски на концессионера и доказать, что жители готовы платить за проезд.
Мост критиковал и мэр Анатолий Локоть. Осенью 2016 года он заявлял, что готовность проекта вызывает много вопросов как с экономической, так и с транспортной точек зрения, что вопросы вызывает как финансовая схема, так и место расположения моста.
А в марте этого года депутаты Заксобрания попросили губернатора наказать чиновников, ответственных за проект четвертого моста. Региональное правительство тогда не изменило конкурсную документацию вопреки обещаниям.
Факт 5. Полиция недовольна. Мостом были недовольны и в МВД. В начале февраля прошлого года начальник областного МВД Юрий Стерликов направил руководству области письмо с претензиями — он считает, что движение по спроектированному мосту будет небезопасным. Основные вопросы связаны с левобережной частью города.Полиция считает, что организовать безопасное движение по четвертому мосту будет невозможно из-за его технических характеристик.
Факт 6. Схема движется. В течение нескольких лет финансовые объемы четвертого моста резко изменялись. Депутат Засобрания Андрей Жирнов даже называл финансовую схему моста «деньгами из воздуха». В марте этого года выяснилось, гарантированная плата концессионеру снизилась с 91 млрд рублей до 49 млрд рублей.
Факт 7. Почем проезд и когда платить. В июне 2016 года в министерстве транспорта заявляли, что плата за проезд по четвертому мосту через Обь в Новосибирске может быть отменена после завершения срока концессии, в ходе которой инвестор должен окупить вложенные в проект средства. С другой стороны осенью того же года губернатора допустил мост изначально может быть бесплатным, то есть платность будет вводится поэтапно.
На данный момент цена за проезд по мосту составляет около 100 руб. РБК Новосибирск проводил опрос на эту тему, и большинство респондентов заявили, что не буду ездить по мосту за такую цену.
Факт 8. Несостоявшийся референдум. Осенью 2016 года инициативная группа предложила Заксобранию провести референдум на тему необходимости создания платного мостового перехода. Но областные депутаты воспротивились такой инициативе и проголосовали против референдума. Такое решение принято по рекомендации профильного комитета по транспорту. Юристы Заксобрания установили, что вопрос, который планировалось вынести на референдум («Считаете ли вы необходимым строительство и эксплуатцию моста на платной основе?»), предполагает больше двух ответов. Поэтому комитет признал документ не соответствующим федеральному закону.
Факт 9. Преступление перед будущим. По генеральному плану развития города, в Новосибирске должно быть уже шесть мостов. В связи с этим в конце 2016 года Городецкий заявлял, что будет «преступлением перед будущим», если Новосибирск откажется от 75% федерального финансирования.
Факт 10. Премия за проект. В марте этого года Новосибирска область получила национальную премию в сфере инфраструктуры («РОСИНФРА») за проект четвертого моста.
P.S. О перспективах. На пресс конференции, 31 мая, министр экономического развития региона Ольга Молчанова заявила, что четвертый мост поднимет активность строительной отрасли
«Этот объект вызовет оживление и на строительном рынке в целом, потому что строительство для нас — это значимая отрасль», — сказала она.