Новосибирский суд признал законным строительство квартала «Авиатор»
Новосибирский областной суд отклонил апелляцию прокуратуры Новосибирска и признал законным строительство первой очереди квартала «Авиатор» в Заельцовском районе города. Решение суда первой инстанции оставили без изменения, следует из карточки дела. Ранее в рамках судебного спора прокуратура инициировала наложение обеспечительных мер в виде приостановки строительства квартала.
Административным ответчиком в споре выступила мэрия Новосибирска, заинтересованными лицами — войсковая часть 3733, Управление архитектурно-строительной инспекции и ООО «Квартал Авиатор. Новосибирск. Специализированный застройщик» из структуры девелопера «Брусника. Сибакадемстрой».
Прокуратура обратилась в Заельцовский районный суд с требованием признать незаконным выданное мэрией разрешение на строительство квартала «Авиатор» в прошлом году.
В иске надзорное ведомство указало, что участок, на котором реализуется проект, находится в 1,5 км от контрольной точки аэропорта «Гвардейский». Расположение якобы в границах приаэродромной территории (ПАТ) требует дополнительных согласований и создает проблемы некоему неопределенному кругу лиц.
Как сообщили в пресс-службе застройщика, коллегия судей приняла во внимание, что к моменту выдачи разрешения на строительство санитарно-защитные зоны аэродрома «Гвардейский» не были установлены.
«Коллегия также учла, что объекты, возводимые «Брусникой», находятся в стороне от текущей глиссады. Даже если дома будут построены до переноса аэродрома, они не помешают заходу воздушных судов на посадку», — говорится в сообщении девелопера.
По информации компании, одним из самых важных аргументов в пользу отклонения иска стали 297 договоров на покупку квартир, кладовых и парковочных мест. Дольщики, заключившие их, могли оказаться заложниками ситуации. «На противоположной стороне был интерес неопределенного круга лиц», — подчеркнули в пресс-службе девелопера.
Что решил суд
Суд Заельцовского района пришел к выводу, что спорный земельный участок не попадает в границы какой-либо зоны с особыми условиями использования. Приаэродромная территория аэропорта «Гвардейский» не установлена, что не оспаривает ни прокуратура Новосибирска, ни войсковая часть 3733.
Также суд указал, что согласно № 135-ФЗ, ограничения не налагаются в отношении использования участков, права на которые возникли до вступления закона в силу, если только использование не ставит под угрозу безопасность полетов воздушных судов.
Права на спорный участок «Брусника. Сибакадемстрой» получила в мае 2017-го, до введения в действие 135-ФЗ. «Как следует из пояснений представителя войсковой части 3733, претензий относительно безопасности полетов воздушных судов к застройщику не имеется», — отмечено в решении Заельцовского районного суда.
В итоге разрешение на строительство было признано законным. С этим согласилась коллегия судей Новосибирского областного суда.
Проблема приаэродромных территорий
В 2017 году в Воздушный кодекс РФ внесли изменения. Согласно им для каждого аэропорта в стране должна быть разработана, утверждена и внесена в кадастровые карты схема приаэродромной территории (ПАТ) и порядок ее использования. Для объектов в зоне ПАТ устанавливаются ограничения по высоте и типу. В ПАТ — семь зон, наиболее ожесточенные споры вызывает седьмая, самая обширная зона, радиусом в 30 км от контрольной точки аэропорта. В ней запрещено жилое строительство.
На пространственное развитие Новосибирска влияние могут оказать четыре ПАТ: Гвардейский (Росгвардия), Ельцовка (ПАО «Сухой»), аэродром Толмачево (Миноборона) и «Бердск-Центральный» (Минпромторг РФ, СибНИИА им. С.А. Чаплыгина). На настоящий момент ПАТ аэродромов Новосибирской области не установлены.
В региональном Минстрое РБК Новосибирск сообщили, что в правительстве на рабочих группах было выработано предложение о передислокации аэродрома «Гвардейский» на территорию компании «Сухой». При этом сроки и источники финансирования не определены.
В пресс-службе «Брусники» также отметили, что Минстрой региона и мэрия предоставили суду документ о создании рабочей группы, которая занимается вопросом передислокации аэродрома «Гвардейский».
Решение как прецедент
Как отмечали в разговоре с РБК Новосибирск юристы адвокатского бюро Sollars Дмитрий Захаров и Владислав Кальмуцкий, законодательная коллизия на текущий момент складывается так, что любой дом, возводящийся в Центральном округе Новосибирска, может стать предметом судебного спора с войсковой частью.
«Если мы посмотрим на документы аэродрома «Гвардейский», выложенные на сайте министерства обороны, то мы можем увидеть, что в зону ограничений попадает примерно треть Новосибирска», — констатировали юристы.
В «Бруснике» ранее отмечали, что отсутствие внятных требований к запланированным проектам вблизи ПАТ аэропорта «Гвардейский» замедляет процесс согласования и дает повод прокуратуре оспаривать уже выданные разрешения. «Эта ситуация резко увеличивает риски девелопера и дольщиков и ставит под вопрос выполнение госпрограмм», — подчеркивали в пресс-службе девелопера.
Владислав Кальмуцкий из Sollars уверен, что постановление Новосибирского областного суда смягчают ситуацию для застройщиков и мэрии, но не снимает все вопросы касательно ПАТ.
«До тех пор пока не будет решен вопрос с установлением приадродромных территорий или переносом аэродрома сохраняется риск возникновения подобных споров», — отметил он.
Кальмуцкий добавил, что на постановление областного суда будут ориентироваться только районные суды Новосибирской области при схожих спорах. Чтобы судебный акт имел значение для всей страны, его должен принять Верховный суд РФ.
«Если в рамках другого спора суд, например, придет к выводу, что возводимое здание угрожает безопасности полетов, то и решение может быть другим», — подчеркнул адвокат.
Подписка на новости РБК Новосибирск в соцсетях: Telegram, Facebook, ВКонтакте