Новосибирск, 02 авг 2017, 16:02

Управляющие компании Новосибирска заявили о рейдерском захвате

На пресс-конференции в «Комсомольской правде» директора 11 управляющих компаний Новосибирска заявили о давлении на них лично и на их бизнес, который продолжается уже как минимум полгода
Читать в полной версии

Кроме руководителей управляющих компаний на пресс-конференции присутствовал Сергей Аверьяскин, исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ по Новосибирской области «ЖКХ. Контроль-Новосибирск».

Повод для пресс-конференции — публичное обращение представителей управляющих компаний к губернатору Владимиру Городецкому, полпреду по СФО Сергею Меняйло, начальнику ГУ МВД по НСО Юрию Стерликову и начальнику УФСБ по НСО Сергею Бойко.

С 2016 года нам поступают сообщения о недопустимых, до грани криминала методах конкурентной борьбы на рынке ЖКХ Новосибирска. Управляющие компании захлестывают десятки проверок государственной жилищной инспекцией, собственников провоцируют на конфликты на пустом месте, создают интриги и скандалы, распуская слухи о банкротстве управляющих компаний и уголовных делах, заведенных против их директоров. Дело доходит даже до поджогов офисов компаний и машин.

Сергей Аверьяскин

РБК Новосибирск приводит репортаж с пресс-конференции.

Сергей Аверьяскин, исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ по Новосибирской области «ЖКХ. Контроль-Новосибирск»:

На наш взгляд в Новосибирске происходит беспрецедентная попытка захвата рынка управляющих компаний. Самое главное — все, о чем мы будем говорить, крутится не столько вокруг имущества собственника управляющей компании, сколько затрагивает интересы сотен тысяч новосибирцев, собственников жилья.

Есть некая группа бенефициаров из Москвы, — компании МКС, «Региональная энергетическая управляющая компания», бенефициаром которой является А.В. Костюков, которая через ряд юрлиц провела скупку ряда управляющих компаний по нерыночной цене. Под воздействием давления ряд домов поменяли управляющие компании, и теперь деньги по платежкам за управление жилым фондом отправляются в Москву. Тут может быть предусмотрено и следующее развитие ситуации: сорвать разовый кэш за полгода-год и исчезнуть.

По словам Аверьяскина, в Новосибирске прокручиваются несколько схем отъема компаний. Первая — так называемая финансовая карусель, которая позволяет вывести ликвидные дома в управление компании-двойника прежнего управляющего, подконтрольной московским бенефициарам.

Вторая схема — поэтапное давление на бизнес, алгоритм, позволяющий москвичам продавливать решения о продаже бизнеса. На разных этапах этой схемы используются силовые методы и пропагандистские методики, позволяющие инспирировать смену управляющей компании «снизу», якобы через желание самих собственников. Жилинспекцию заваливают сотнями жалоб, проводятся десятки и сотни проверок. Одним из источников являются жалобы от лиц, представляющих ООО «Ассоциацию УК в сфере «ЖКХ», в состав учредителей которой входят компании, подконтрольные новосибирскому бизнесмену Сергею Проничеву и экс-сотрудникам «МКС» Лисову и Волковой.

Цель комбинации — захват крупной доли новосибирского рынка ЖКХ. «Каждая мелкая управляющая компания — там немного денег, — комментирует Аверьяскин. — Если накапливаются десятки миллионов квадратных метров, там деньги срываются без выполнения работ. Жилой фонд в Новосибирске огромный — 70 млн кв. м. До конца года могут захватить 15 млн кв. м. Вот и считайте: четыре месяца — 400 млн руб сбора в месяц».

По словам Аверьяскина, у его компании также был конфликт с «МКС», последней каплей в котором стала ситуация по дому на Широкой, когда путем переговоров с ТОСами дом остался в управлении старой компании. «Были угрозы, — говорит Аверьяскин, — в формате «мы знаем, куда ходят в школу ваши дети» от лиц из того же круга»

Александр Синица, директор УК «Домсервис»:

Сначала господин Проничев (бизнесмен, экс-владелец «Сибирского бальзама», а ныне председатель совета регионального центра в сфере ЖКХ по Новосибирской области «ЖКХ.Контроль-Новосибирск») предложил продать компанию за бесценок. Я отказался. И меня начали «отрабатывать». Были возбуждены несколько уголовных дел, я об этом не знал. Когда сам вышел на следователя, вскоре дело было прекращено за отсутствием состава преступления.

Через месяц сгорел мой первый автомобиль: на камерах видно, как в три часа ночи люди подожгли его и убежали. Через 20 дней загорается офис по той же схеме. Есть и возбужденные дела, но вот сильного стремления разобраться я не заметил. Потом было совещание в департаменте региона, где меня пытались, я бы сказал, пожурить за мою активность. И этой же ночью сгорает еще один мой автомобиль. От безвыходности я обратился в Москву: в Госдуму к Галине Хованской, в Следком России, в генпрокуратуру, в приемную президента. Через 10 дней реакция пошла. После этого от меня отстали в криминальном плане. Потом по домам пошли «ходоки». Люди по данным фактам обратились в правоохранительные органы, но никаких мер не предпринимается.

Владимир Прокопов, директор УК «Достойный сервис»:

Мы делим помещения в подвале, часть — общедомовая собственность, часть — наша. Мы производили строительно-монтажные работы, на что имели право, и на этой площадке некая группа товарищей, в которой оказались странным образом некие юристы-доброхоты, начали заваливать ГЖИ кучей жалоб, людей наших начали выгонять из помещений. В итоге нам предложили продать УК, мы отказались. После чего за 2 дня по микрорайону было расклеено более 5 тысяч листовок и призывом идти на митинг по непонятному поводу, так называемые юристы состряпали обращения к Локтю, к Меняйло.

Леонид Бакалейник, замдиректора УК «Служба заказчика Ленинского района ЖКХ-1»:

Нас удивляет, что ГЖИ не находит ничего странного в массовом потоке жалоб, в массовых переходах домов. Где проверки на легитимность общего собрания собственников, надо проверить эти решения. При этом у нас хорошая репутация: мы входим в число крупнейших компаний Новосибирска, призовые места в конкурсах занимаем. Кроме роста жалоб резко выросла и их грамотность — среднестатистический житель такого не напишет. За три месяца в итоге у нас проведено около 40 проверок. Почему в угоду Проничеву и МКСу идет такой прессинг?

Ирина Белова, директор УК «Домашний очаг»

У нас сейчас 21 дом, начинали с одного дома. Мне поступило предложение от Проничева. Я отказалась. «Ну, тогда мы задавим тебя проверками ГЖИ», — сообщил Проничев. В результате с октября прошлого года на одном доме у меня была 21 проверка. Мы ждем ответ от власти, почему власть молчит. И Костюков, и Волков, и Волкова, и Проничев — не новосибирцы, им все равно, что в этих домах, на этих квадратных метрах живут люди.

Василий Алешин, директор УК «Правый берег»

В июне мы получили первое распоряжение от «Ассоциации управляющих компаний в сфере ЖКХ», и удивились — как может юрлицо дать распоряжение другому юрлицу? По закону об общественном контроле нет такого права. Возникло понимание, что это лже-общественная организация. По итогу этих проверок они нашли ряд нарушений, на мои вопросы о квалификации проверяющих получил пожимание плечами в ответ. Вот яркий пример. Одно из нарушений — «разрушение цоколя до кирпичного основания». Спрашиваю — а где вы в панельном доме нашли кирпичный цоколь? Ответа нет. Потом пришли инспекторы ГЖИ. Мы говорим — это же бред, вы видите, что там бред, вы не можете проверять это! Мы написали письма в прокуратуру и антимонопольное ведомство, ответов пока не получили.

Александр Катков, директор УК «Наш дом»

Пришло мне такое распоряжение о проверке. Я отказал. Они пошли сами. В дома его никто не пускал. Потом пришли по 3-4 проверки на доме от ГЖИ: был инспектор, не нашел нарушения. Потом опять приходит инспектор-общественник, и опять насылает проверку ГЖИ, и опять нарушений нет. И так по всем домам. Взялись даже за новые дома — я их взял от застройщика.

Юрий Миков, директор УК «Юган»

У нас 20 домов, отголосованы еще 20. Видим разницу между нашим управлением и УК «Перспектива». Москва не вкладывает деньги в новосибирские дома. Я прихожу на дом — выдрано все, задвижки, света нет. Я инвестирую деньги, все делаю, они вернутся ко мне через 3 года. УК «Перспектива» ничего не делает. Они дворнику платят 500 рублей, а мы 10 тысяч. Качество оказания услуг страдает. Мы писали жалобы и в антимонопольный — проверка затягивается, перенесли на 28 августа. Наши власти не хотят связываться с москвичами, а мы свое не отдадим.

Марат Грохотов, УК «Советская»

Распоряжения от Ассоциации поступают. Попытавшись выяснить правомочность распоряжения у директора, ничего, кроме истерики в трубку, я не получил. Хочу сказать, что градус напряженности в этом поле растет и присутствующие лишь малая толика. Заложниками ситуации в итоге останутся собственники домов. Через пару лет на рынке мы получим неуправляемого монополиста в лице московского оператора.

РБК Новосибирск запросил комментарии у двух персон, которых на пресс-конференции упоминали достаточно часто — у исполнительного директора «Ассоциации» Александра Иванова и у руководителя Государственной жилищной инспекции Евгения Пономарева.

Евгений Пономарев, руководитель государственной жилищной инспекции в НСО:

— Действительно, за последнее время мы получили 131 жалобу от представителей «Ассоциации УК в сфере «ЖКХ», они сопровождаются фотографиями нарушений. По закону мы должны отрабатывать каждую жалобу. Имеет ли право Иванов жаловаться? Имеет, как и любой гражданин России. Иванов, как он сам себя называет, санитар леса, который действует, по сути, в интересах собственников жилья, так или иначе стимулируя управляющие компании работать более качественно, устранять нарушения. Заметьте, от акта до проверки — 2 недели. Акты находятся в открытом доступе. У любой управляющей компании есть время устранить все нарушения! Далее мы проводим проверки, и выносим предписание устранить нарушения. По итогам подачи 131 жалобы мы провели проверки, по итогам которых не передали в суд ни одного протокола. То есть говорить, что по наветам неких лиц управляющие компании задавили жалобами, — в корне неправильно. По поводу повторных жалоб. Объект может быть один и тот же. А вот поводы для обращений — разные. Поэтому и проверок по одному дому может быть много. В этой ситуации ничего незаконного нет. Я уверен, что в ситуации с управляющими компаниями у них есть много способов для отстаивания своих интересов и прав, они на данный момент их не используют.

Pro
Как получить повышение в 2025 году: пошаговый план
Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США
Pro
По краю пропасти: почему в США опасаются линчевателей облигаций
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Одинокие люди работают хуже, выяснили ученые
Pro
Зарубежным мессенджерам выдали красную карточку: 5 вариантов на замену
Pro
Наслаждайтесь упущенными возможностями: советы для тех, кто вечно спешит