Интервью, 02 ноя 2021, 01:32

Интервью: Растениеводство выгодно, когда оно технологично и управляемо

О планах по развитию проектов в Новосибирской области, цифровизации и рентабельности выращивания зерна в Новосибирской области в интервью с Сергеем Мамоновым, зампредправления по растениеводству компании «Сибагро»
Читать в полной версии
(Фото: Наталья Троицкая)

— Крупные инвестиции в проекты в Новосибирской области — на что они идут?

— В этом году в растениеводческие проекты в Новосибирской области суммарно было вложено около миллиарда рублей, в том числе 512 млн руб. на обновление парка сельхозтехники, это 27 мощных современных комбайнов и другая высокопроизводительная техника.

Приобретено и вводится в строй три новых, в несколько раз более эффективных сушилки для зерна, закуплены высокопроизводительные сорта семян. Предполагаются дополнительные инвестиции «Сибагро» на расширение сельхозугодий в Новосибирской области.

— Сколько сейчас земли в фонде холдинга в Новосибирской области, сколько будет?

— Весной этого года посевные площади в Новосибирской области увеличились на 17%, в том числе за счет приобретения пашни в Коченевском районе. В следующем году в восьми районах региона мы засеем 75 тыс. га. Задача ближайшего периода — увеличить площади до 100 тыс.

Рассматриваем предложения в Ордынском районе, изучаем потенциал Кочковского района области.

«Сибагро» — агропромышленная федеральная компания, специализирующаяся на свиноводстве, переработке и реализации мяса, птицеводстве, производстве яиц. В составе 14 производственных предприятий в Томской, Новосибирской, Свердловской, Кемеровской, Тюменской, Белгородской, Курской областях, Красноярском крае и Бурятии.

АО «Кудряшовское» вошел в «Сибагро» в 2019 году и производит свыше 93% всей свинины региона. Предприятие включает три свиноводческих очереди (одна в Криводановке и две в Колывани), комбикормовый завод и крупный цех растениеводства.

На май 2021 года земельный банк холдинга «Сибагро» составил 270 тыс. га, посевная площадь — 174 тыс. га. За короткое время компания радикально увеличила земельный банк и сразу попала в рейтинг BEFL крупнейших российских землевладельцев, заняв 19-е место. В компании сообщают, что для реализации стратегических целей «Сибагро» нужно 500-600 тыс. га.

— Насколько Новосибирский свинокомплекс обеспечивает себя кормами?

— На 100% и также обеспечивает кормами наш свинокомплекс в Бурятии. Задача наращивать производство зерна вызвана еще и тем, что у «Сибагро» есть перспективные проекты по его переработке. В 2023 году в Красноярском крае будет запущен завод «Биотех», только одному ему надо будет 250 тыс. т пшеницы, мы готовимся к этому.

Проект компания планирует реализовать к 2024 году. Завод «Биотех» будет производить биоразлагаемый пластик, клейковину, аминокислоты. Большую часть продукции планируется экспортировать.

— Сейчас «Сибагро» выращивает зерно в основном под свои нужды или на продажу?

— Первая цель — кормовая безопасность. Своя кормовая база — это минимизация целой группы рисков, таких, как дефицит зерна на рынке, завышенный уровень цен. Свои корма вдвое дешевле покупных. Когда мы сами делаем смеси, мы понимаем, что в них. Как итог — мы получаем качество, в котором уверены, а это залог хорошего мяса.

— Есть мнение, что Сибирь — неудачная зона для растениеводства, в частности, для выращивания пшеницы.

— Наши урожаи сопоставимы с российским черноземьем, а кто-то такую урожайность сравнивает с Аргентиной. Опыт «Сибагро» ясно показывает, что Сибирь уже не является территорией рискованного земледелия. В целом, сейчас не угадаешь, где получишь риски. У нас в благоприятных регионах все чаще засухи, а в Сибири — дожди.

Фото: Наталья Троицкая

— В чем секрет, как удается добиваться высоких результатов и почему такой опыт до сих пор отсутствовал?

— Ключевым является грамотное управление. В агробизнесе важно приспосабливаться к погодным условиям за счет современных технологий и грамотной организации работ. Все вместе это дает хороший результат: у нас урожайность по пшенице в 70 ц/га, местами и до 100 ц/га, против средних по Новосибирской области в 30-32 ц/га. Это же касается и качества зерна, его нужно улучшать в ходе выращивания. Например, при недостатке в почве азота содержание клейковины в зерне будет гораздо ниже, класс пшеницы просядет.

Все новации в выращивании зерна агротехники «Сибагро» предварительно тестируют на опытных площадях — Новосибирская область стала одни из таких опытных полигонов. Пилотные проекты позволяют понять нюансы ухода за растениями, точнее спрогнозировать затраты и результаты для последующего продвижения положительного опыта, а также эффективно управлять производственными рисками.

— Возможно ли управленческими решениями справиться с засухой или дождями?

— Да, благодаря комплексному системному подходу. Это мероприятия по накоплению влаги в почве, формирование семенного фонда из высокопродуктивных сортов, система минерального питания. И, естественно, это защита от вредителей и болезней, которые отнимают урожай. Плюс своевременное и в достаточном объеме проведение работ по посеву, уборке, уходовым работам. Также в «Сибагро» внедряют цифровые сервисы, они позволяют на каждой стадии отслеживать, как культура развивается, какие проблемы присутствуют на поле.

Фото: Наталья Троицкая

— Как вы это понимаете?

— Есть космоснимки, они обрабатываются через программу по нескольким параметрам, сюда добавляются показания почвенных датчиков, метеостанций. В мобильном приложении приходят сигналы, все ли хорошо на конкретном поле или его части. Если есть сигнал тревоги, выезжает агроном и смотрит, что нужно предпринять. Вот пример: в этом году на часть поля напал паутинный клещ. Благодаря своевременному обнаружению проблемы тут провели обработку — малозатратную в целом операцию и спасли урожай.

— Чем обусловлены такие значительные инвестиции в новую сельхозтехнику и обновление семенного фонда?

— В первую очередь целесообразностью. Раньше почти не было комплексных орудий, а сейчас посевной комплекс проводит пять операций сразу, одним проходом. Эффективность уборки урожая значительно выше — только ширина жатки у наших комбайнов достигает 9 м, значительно меньше потери зерна при уборке. Тоже касается роли семян. Без высокопродуктивных семян нет урожая. Высокоинтенсивный сорт имеет потенциал в 100 и больше центнеров, от нас зависит, насколько мы его раскроем. Часть этого потенциала заберет погода, часть может потеряться из-за недостаточного ухода.

Фото: Наталья Троицкая

— Семена свои?

— В прошлом году «Сибагро» закупило семян на полмиллиарда рублей. В основном селекция импортная, отечественная по большей части не способна давать таких результатов. Мы используем свои семена до третьей репродукции, и около 10% идет на сортообновление.

— В чем отличие высокоинтенсивных сортов?

— У них вся мощь растения направлена на генеративный орган — колос, сам колос большой, а соломина короткая. И это правильно — наша задача зерно растить, а не солому. Высокая пшеница — всегда большой риск, что она поляжет от ветра и дождей, тогда при сборе урожая будут большие потери. Короткие и ровные по высоте колосья удобнее собирать. Мы дополнительно работаем регуляторами роста, чтобы осадить высоту растений.

Фото: Наталья Троицкая

— Как обстоят дела с хранением?

— Суммарно в этом году в регионе нами строятся три сушильных комплекса — два уже введены и один в стадии завершения. Плюс мы внедряем новую технологию по хранению зерна в полимерных рукавах, она снижает расходы. В один такой рукав, он около двух метров в диаметре, помещается около 200 т зерна. Эта технология исключает дополнительные инвестиции в постройку специализированных зернохранилищ, такие рукава могут храниться даже на самом поле. Укладка зерна в рукава стоит совсем недорого. Мы уже протестировали эту технологию.

— В Сибири не раз озвучивалась мысль, что зерно здесь выращивать экономически невыгодно.

— Это абсолютно не так, и мы доказываем обратное, получая здесь результаты 50-60 ц/га. Здесь много животноводческих предприятий, есть элеваторные хозяйства, в том числе те, кто участвует и в интервенциях. Сбыт есть! Для успеха менеджмент — это основа всего, и в растениеводстве тоже.

В Новосибирской области мы купили предприятие в 2019 году, здесь была неплохая база, система. В результате улучшений мы нарастили намолот зерна почти вдвое, ушли от чистых паров, внедрили пилотные технологии, и даже на бедных землях получаем высокий урожай.

Другой пример — осенью прошлого года купили предприятие в Кузбассе, предыдущий хозяин там получал в среднем за 15 лет урожай в 15-20 ц/га. А «Сибагро» в этом году там получил по пшенице 50 ц/га, а ведь года не прошло с момента покупки! Нам местные власти план по урожаю согласовывать отказывались, мечтателями называли. Прежний собственник предприятия ходил по нашим полям, локти себе кусал. Если в сельском хозяйстве идет грамотный обдуманный системный подход и вся производственная цепочка своевременно и эффективно выполняется, всегда будет результат.

— В целом, как вы считаете, инвестировать в растениеводство в Сибири выгодно?

— Без сомнения. Рентабельность по пшенице до 100%, на сое до 300%. Но выгодно растениеводство тогда, когда оно технологично, управляемо, у нас это именно так. Успешность заложена еще и в том, что у нас это технология замкнутого цикла «от поля к полю», когда фураж в основном идет на корм для свиней, а отходы животноводства возвращаются на поля в виде удобрений. «Сибагро» тиражирует успешный опыт, в ближайшие годы мы планируем вырасти по посевным площадям вдвое.

Pro
Переиграть инфляцию: сколько могут принести вложения в стартапы
Pro
Почему ЦБ сохранил ставку и удастся ли теперь избежать разгона инфляции
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса