Новосибирск, 03 мая 2018, 08:52

Анатолий Локоть: У нас каждый третий готов стать губернатором

Мэр Новосибирска рассказал РБК Новосибирск о предвыборной конкуренции, влиянии партийной принадлежности и соперничестве между мэрией и правительством региона
Читать в полной версии
Мэр Новосибирска Анатолий Локоть
(Фото: Михаил Периков / РБК Новосибирск)

Анатолий Локоть посетил редакцию 27 апреля. Говорили о сентябрьских выборах, вопросах управления городом и взаимодействии с общественностью. РБК Новосибирск публикует первую часть интервью, связанную с политикой.

— Анатолий Евгеньевич, комментируя свое выдвижение на сентябрьские выборы, вы неоднократно говорили, что будете опираться на решение КПРФ. Такой акцент на партийную при​надлежность не мешает вашей административной работе?

— Я не то, чтобы акцентирую. Было много серьезных непубличных попыток склонить меня к ренегатству, отказу от своих политических взглядов. Как говорят сейчас, предлагали «переобуться в воздухе». Эти попытки невольно вызывали у меня человеческий протест. У меня определенные политические взгляды и менять их не собираюсь. Но я всегда понимал, что, будучи мэром такого крупного города, позиционировать себя с точки зрения только одной политической силы невозможно.

Фото: Михаил Периков / РБК Новосибирск

— А почему с выборами был сделан такой акцент на решении партии?

— Сегодняшняя политическая система создана так, что выдвижение на любые выборы возможно только через партийную структуру.

В моем представлении, никто не имеет шанса быть зарегистрированным, пройти муниципальные фильтры и так далее, не будучи выдвинутым партией. Это абсолютно точно.

Если примет решение такая мощная политическая структура как КПРФ, то у меня будет внутренняя уверенность в том, что нужно делать.

— Итак, вы заявили о желании участвовать в выборах. Какой следующий шаг?

— Нужно, чтобы партия заявила, что полностью поддерживает меня. Это случится, когда будет оформлено соответствующее решение областной партийной конференции. Затем пройдет утверждение руководящего органа партии в Москве. Тогда можно говорить, что КПРФ меня не просто поддержала, а выдвинула.

Пока идет обсуждение. Но партия точно будет участвовать в выборах. В прошлый раз, осенью 2014 года, не участвовали, потому что не было вариантов.

Я для себя не представлял, как можно идти на выборы губернатора, после того, как пять месяцев назад меня избрали мэром.

Это бы выглядело по меньшей мере нелогично. Был шанс и желание наладить конструктивный диалог с губернатором. Правда, по ходу дела нас иллюзий лишили.

Фото: Михаил Периков / РБК Новосибирск

— Но сейчас есть желание идти на областной уровень?

— Сейчас есть опыт. Нехорошо себя хвалить, но не буду кривить душой, считаю, что опыт четырех лет работы в качестве мэра Новосибирска — это серьезно. Я имею системное представление о том, какие процессы происходят в городе и в области, что нужно делать в первую очередь.

— При условии победы на губернаторских выборах КПРФ не захочет «терять» город. Кто мог бы занять ваше место?

— Вы хотите, чтобы я все карты раскрыл. Пусть будет интрига.

— Хорошо, а конкуренцию в этом плане между партиями как оцениваете?

— Конкуренция будет не партий.

Выборы как губернатора, так и мэра — это личностная конкуренция. Избиратели будут отвечать на внутренние вопросы: понятен ли мне этот человек или нет, чувствую ли я его, готов ли я доверить ему управление хозяйством.

Партийная составляющая играет здесь только формальную роль.

— Достойные люди есть?

— Новосибирская земля вообще богата на достойных людей. У нас каждый второй может дать совет, как управлять областью. А каждый третий готов стать губернатором. Отчасти это справедливо, Новосибирск — город образованных людей с высоким интеллектом.

— Не боитесь, что ваша партийная принадлежность, а точнее, непринадлежность к партии власти помешает лоббированию инициатив на федеральном уровне?

— Меня этим вопросом замучили, когда я шел на выборы мэра. Прошло четыре года, и мы кое-чего достигли в развитии города. Могли бы достичь большего, если бы понимание на региональном уровне было лучше. Сложно сказать, сыграла ли здесь роль партийность или разный жизненный опыт. Случилось, как случилось, но мне кажется, что за эти годы Новосибирск достаточно интенсивно развивался. Хотя и проблем полно.

— В последнее время есть определенная напряженность в отношениях между мэрией и правительством. С чем это связано? ​

— Не исключаю, что это соревновательный момент, но соперничество было всегда. Расскажу историю. Недавно принесли протокол, подписанный легендарным председателем горисполкома Иваном Севостьяновым.

Итак, декабрь 1967 года, заседание горисполкома на тему, где быть второму мосту. Варианты: либо в створе Димитрова, либо в створе улицы 1905 года. Горисполком единогласно голосует за второй вариант. Аргументация — надо разгрузить центр. Против был только главный архитектор области. В итоге решением облисполкома мост все же построили на Димитрова.

Так что соперничество и разные точки зрения были всегда. Пугаться этого не надо. Хорошие вещи не рождаются в спокойной обстановке, нужны споры.

Фото: Михаил Периков / РБК Новосибирск

— То есть напряженность не связана сентябрьскими выборами?

— Я этого не сказал. Но объективно такая ситуация была и есть и без выборов. Даже без них я бы все равно говорил про неравное положение Новосибирска по программе «Безопасные и качественные дороги» («БКД») Владимиру Городецкому я и в прошлом году говорил: спасибо, Владимир Филиппович, за 1,36 миллиарда рублей на «БКД» из которых треть — это бюджет города. А вот в Красноярске почему-то Толоконский решил отдать 1,7 миллиарда рублей в город, и ничего не брать из муниципального бюджета. В этом году тоже самое.

— Раз уж зашла речь про Толоконского. Вы назначили его на пост советника. Ощущаете его поддержку?

— Опыт человека, который был губернатором двух регионов, для меня очень важен. Наши беседы, консультации, имеют значение.

— Планируете использовать в предвыборной компании его помощь?

— Время покажет. На сегодня мы взаимодействуем в рамках работы мэрии, в решении городских вопросов.

Но, подчеркиваю, мэр один, и ответственность ни с кем делить нельзя.

Кстати, практически с первых дней работы мой советник — бывший мэр и губернатор области Иван Иванович Индинок. Четыре года назад после выборов он пришел ко мне и сказал: «Я за тебя не голосовал и призывал голосовать не за тебя, но я буду тебе помогать». И помогает.

Его опыт тоже очень важен — он был мэром и губернатором в очень тяжелые времена, когда с экономикой все было шиворот-навыворот. Важно учитывать, как принимались те или иные решения раньше. Хотя, история учит, что она никого ничему не учит.

— И все-таки как скажется на жителях, если вы и действующий врио губернатора пойдете на сентябрьские выборы?

— Скажется по определению — жителям придется выбирать. Что касается предвыборной кампании, то это короткий период, не думаю, что это как-то изменит ситуацию. С врио губернатора мы оговаривали эту возможность. У нас есть много совместных проектов, тут не должно быть разногласий. Например, надо вместе добиваться продолжения строительства метро. Надеюсь, при сложении усилий может получиться что-то толковое.