Новосибирск, 05 мая 2023, 10:03

Нужен ли Новосибирску запрет езды на электросамокатах по тротуарам

Читать в полной версии
Фото: Алексей Коваленок / РБК Новосибирск

Глава комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас накануне выступил с инициативой запретить передвижение на электросамокатах по городских улицам, так как происходит слишком много ДТП с их участием. Взамен он предложил оставить возможность передвижения либо в парках, где для этого есть специальные дорожки, либо в частных поселках, получив согласие собственников.

Кто чаще всего пользуется электросамокатами в Новосибирске

В пресс-службе МегаФон по запросу РБК Новосибирск составили пользовательский портрет новосибирских самокатчиков. Наиболее активные пользователи сервисов аренды электросамокатов в Новосибирске находятся в возрастной категории от 17 до 25 лет, их доля от общего количества пользователей электросамокатов составляет 51%. На втором месте люди от 25 до 35 лет (43%). Гораздо меньшая доля приходится на жителей в возрасте от 35 до 45 — всего 5%. И менее 1% составляет доля пользователей в возрастной группе старше 50 лет.

РБК Новосибирск спросил у экспертов, стоит ли запрещать движение на электросамокатах в городе, и какие меры можно предпринять для регулирования ситуации на уровне региона.

Удобно только самокатчикам

Руководитель новосибирского отделения Федерации автовладельцев России Вячеслав Ашурков полагает, что запретить передвижение в городе при отсутствии инфраструктуры — логично. «Ездить на электротранспорте по тротуарам и по автодорогам — небезопасно. Если бы для этих целей у нас была отдельная полоса, или даже та же велодорожка, то было бы хорошо. Сейчас это удобно только с точки зрения самого самокатчика, но не для других участников движения. Единственная действенная мера на данный момент — запретить движение на дорогах в городе, либо определить конкретные зоны», — рассказал в разговоре с РБК Новосибирск Ашурков. По словам эксперта, запретить езду на самокате может федеральный орган власти, предложив соответствующие поправки.

Рейды и штрафы

Член регионального штаба ОНФ в Новосибирской области, эксперт тематической площадки «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Александр Стефанов, наоборот, полагает, что подменять отсутствие культуры запретами не стоит, так как это не будет отвечать современным реалиям.

«Средства индивидуальной мобильности, в том числе и самокаты, развиваются и имеют право на жизнь. Изменения, недавно внесенные в правила ПДД с требованиями по эксплуатации СИМ, во многом регулируют эту сферу. Проблемы возникают там, где правила не соблюдаются. Условно, на СИМ можно передвигаться по тротуарам, дворам и даже по правой стороне проезжей части, но при выполнении ряда условий: всегда предоставлять пешеходу приоритет, соблюдать скоростной режим, детям до семи лет нельзя использовать СИМ без сопровождения взрослых, с семи до 14 лет — есть ограничения, где можно кататься», — рассказал РБК Новосибирск Стефанов.

Фото: Алексей Коваленок / РБК Новосибирск

По его мнению, основная проблема заключается в том, что многие нормы не исполняются, а механизм контроля не прописан. «Если приняли регламент, то нужно продумать способы обеспечения требований. Тогда это не будет доставлять неудобств. Необходимо информировать о новых правилах ПДД, начиная со школьной скамьи. Правоохранители должны проводить систематические рейды по СИМ, а также рассмотреть возможность материальной ответственности», — говорит Стефанов.

Эксперт отмечает, что у субъектов достаточно широкие полномочия, что позволяет урегулировать часть проблем на уровне муниципалитета или региона. «Если в процессе подготовки изменений выяснится, что есть ограничения, то с инициативами можно выходить через депутатов Госдумы — вносить изменения и дополнения в федеральное законодательство. Вопрос, насколько качественно формируется нормативно-правовая база, остается открытым», — считает Стефанов.

Интерес не угасает

Ужесточение ПДД не снизило интереса пользователей к электросамокатам. С началом сезона проката спрос на аренду в крупных городах по сравнению с прошлым годом вырос в 2,5 раза, следует из данных МегаФона, который проанализировал статистику о скачивании приложений кикшеринга.

В Новосибирске пик мобильного трафика был зафиксирован в конце апреля — именно к концу этого месяца в городе начала устанавливаться более теплая погода. Колебание спроса между началом и концом апреля оказалось значительным: рост мобильного трафика составил 90%. В целом жители Сибири не спешат начинать сезон — здесь наблюдается снижение на 16% по сравнению с прошлым годом. Отрицательная динамика объясняется тем, что весна в сибирские города в этом году пришла позднее по сравнению с другими регионами.

Самое активное распространение сервисы кикшеринга демонстрируют в Центральном федеральном округе, здесь их аудитория увеличилась в три раза по сравнению с прошлым годом. Далее в топе Северо-Западный и Приволжский округа, где количество пользователей увеличилось вдвое.

В теплый сезон жители крупных городов рассматривают электросамокаты как доступную альтернативу такси, каршерингу и личным автомобилям. Самые активные пользователи сервисов аренды средств индивидуальной мобильности живут в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В основном это люди в возрасте от 25 до 35 лет, их доля от общего количества пользователей электросамокатов составляет 47%. При этом за прошедший год значительно — на 84% — выросло количество пользователей в возрастной группе старше 50 лет.

Весной прошлого года Верховный суд признал электросамокаты транспортным средством. Осенью того же года правительство РФ одобрило внесение изменений в ПДД, присвоив им, а также гироскутерам, моноколесам, сигвеям и другим устройствам, статус средств индивидуальной мобильности (СИМ). Скоростное ограничение — до 25 км/ч. Масса транспорта для передвижения по тротуарам, пешеходным и велодорожкам не должна превышать 35 кг, на электросамокатах любой массы разрешается ездить по краю проезжей части. По данным МВД, в прошлом году в России произошло более 900 ДТП с электросамокатами, что на 40% больше, чем в предыдущем году. Ранее в ГИБДД по Новосибирской области сообщали, что на начало прошлого года в Новосибирске было зафиксировано два таких происшествия, в которых пострадали два человека.

Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте

Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Доллары, дирхамы или рубли: как вести расчеты с иностранными партнерами
Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки
Pro
«Продавать всем подряд — табу». Как понять, что бизнес готов к франшизе
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
«Звезды» Старого Света: в чем европейские компании обошли американские
Pro
В США и ЕС уже оплачивают товары и услуги криптовалютой. Как все устроено