Интервью: о территориях-невидимках и проблемах озеленения в Новосибирске
Как городу стать качественно зеленым— Светлана Александровна, в одном из интервью вы говорили, что в Новосибирске распределение зелёных зон неравномерно. Есть ли решение у этой проблемы?
— Да, зеленых насаждений на периферии города больше. Основная задача в центре — сделать качественными зелёные насаждения там, где они есть. Например, сейчас проходит реконструкция зелёных насаждений Первомайского сквера. В этом году начали заниматься Нарымским сквером, озеленили Вокзальную магистраль.
И ещё один ресурс для центральной, самой застроенной части города — вертикальное озеленение. Многие застройщики начинают озеленять крыши паркингов, так появляются современные «висячие сады».
— Есть мнение, что в советскую эпоху в Новосибирске высаживали больше зелени, чем сейчас. Как думаете, эта точка зрения близка к истине?
— Да, близка. В Советском союзе города строились по единому плану, проектировались широкие улицы, бульвары. В новой экономической реальности широкие зеленые зоны начали застраиваться. С точки зрения озеленителя я могу сказать, что это плохо. Но давайте посмотрим на эту ситуацию с обратной стороны: в город приходят люди, число жителей Новосибирска увеличилась. Оглядываясь, мы понимаем, что сейчас город сильнее, чем был в девяностые. Теперь люди, которые покупают жилье в крупном городе хотят, чтобы среда тоже была комфортная, как сам город. И это — резерв для развития нового озеленения.
— Какие Вы видите ошибки в озеленении города?
— Мы заходим в парки, скверы и городские леса, с которыми системно и с научным подходом почти не работали последние полвека. У нас до сих пор не хватает ресурсов на системный уход, а сейчас мы ещё устраняем ошибки стихийного и партизанского озеленения. Для того, чтобы получить устойчивый парковый ландшафт, потребуются несколько десятилетий.
Сейчас пытаемся восстанавливать экспертные связи с профессиональным сообществом, у нас теперь есть «Зелёный совет». Совместно с учеными и практиками возможно реализовать системный подход, который позволит сделать город качественно зеленым.
— Какая, на ваш взгляд, самая большая беда города в этом плане?
Новосибирскску нужна организация системного ухода за озелёнными пространствами.
Если посмотрите на парк Горького в Москве, увидите отдельно стоящие деревья и обилие цветов. Для этого требуется большой штат садовников, который там есть. Благодаря интенсивной заботе парки и скверы выглядят ухоженными. Это то, чего Новосибирску точно не хватает.
— Повлияли ли санкции на озеленении города? Есть ли проблема с саженцами или техникой?
— В этом году не успели почувствовать в полном объёме — все закупки были проведены еще в ноябре. По посадочному материалу, в основном однолетних растений, немного просели по ассортименту. Боˊльшая часть деревьев и кустарников — наш материал. На технику санкции повлияли — некоторые закупки не удалось провести.
— Хватает ли территории муниципального питомника?
— Территория нового третьего муниципального питомника, на которой мы начинаем работу — 60 га. Если там будет полив и технологии, как в проекте, этих территорий должно хватить. В год мы должны добавлять на новые территории примерно тысячу крупномеров и десять тысяч декоративных кустарников. Это при условии, что мы сохраним такие же темпы увеличения новых озелененных общественных пространств.
— Какая доля растений из питомников приживаются?
— Есть норматив — 80% для крупномеров. При соблюдении технологии практически все выживают. Если технология была нарушена, например, строители опоздали или закончили благоустройство поздней осенью — риск, что растение не приживется, увеличивается.
— В городах украшают улицы и площади, используя деревья и растения в кадках, убирая их на зиму. Реально ли использовать этот прием в Новосибирске?
— Это возможно, но любое контейнерное озеленение дороже, чем если мы высаживаем в грунт. Для этого нужны городские оранжереи или частные теплицы, и если они появятся — станет возможным зимнее сохранение тропических растений в контейнерах. Это — дорогостоящая история. Для ее осуществления важно, чтобы сформировалась потребность горожан в тропических растениях и желание вкладываться в их выращивание и содержание.
— Есть ли в Новосибирске потребность в оранжереях?
— Хорошо, если мы сможем создать городские оранжереи логистически близко для всех жителей Новосибирска! Вот смотрите в Москве — там есть Аптекарский огород и уникальный фестиваль — «Репетиция весны». У нас гораздо меньше возможностей. Мы можем посмотреть только оранжерею Центрального сибирского ботанического сада, где пропускная способность намного меньше.
— Вы отмечали, что оптимальным было бы мозаичное озеленение, как в Академгородке. Удается ли двигаться в этом направлении?
— Да, есть серия внутриквартальных проектов, например, сквер «Радуга» и «Ботанический» на стадии проектирования. Мы надеемся, что постепенно они послужат точками роста: люди начнут по-другому смотреть на придомовое и внутриквартальное пространство. Известно, что в Академгородке люди больше голосуют за «лес», а в центральной части города — за «парковку». В плотной городской застройке сложно делать выбор, однако, сегодня все чаще он складывается в пользу зеленых насаждений.
— Сейчас популярна концепция «пятнадцатиминутного» города, в рамках которого инфраструктура соединена пешеходными зелеными путями. Возможно ли такое в Новосибирске?
— Если это возможно в таких плотно застроенных городах, как Сингапур, в Новосибирске точно это возможно. У нас резерв — территории, которые мы не видим — поймы малых рек. Если мы посмотрим внимательно, околоводные территории могут быть рекреационными. У нас на правом берегу восемь рек и Тула на левом.
Другой резерв, который мы мало понимаем — внутриквартальное озеленение. Если его развивать системно, может получиться сквозная концепция, когда мы природу привлекаем внутрь уже застроенных территорий.
Уникальность Новосибирска в том, что нам удалось сохранить большое количество городских лесов.
Общая площадь городских лесов порядка 10 тыс. гектаров. Более 70% озеленённых территорий — городские леса. Площадь благоустроенных территорий в разы меньше.
Городские леса — наш потенциал, который мы должны сохранить. В отличие от загородных территорий, наши леса испытывают сильную антропогенную нагрузку, и поэтому нуждаются в охране и уходе: удаление аварийных, сухостойных деревьев, очистка леса от инвазивных растений, усиленный противопожарный контроль.
Если мы зайдем на благоустроенную территорию, мы видим скамейки и мусорные урны. В лесах совершенно другой тип потребления пространства. Там нет этой инфраструктуры и быть не должно. Только система прогулочных троп. Отдыхая в природных лесных экосистемах, мы должны соблюдать главный принцип — «Не оставляй следа»
— Какой сейчас есть проект, связанный с поймами малых рек?
— Один из таких — парк «Ельцовка–1». Проект был представлен мэру города Новосибирска и была дискуссия: либо тратить большое количество средств для сохранения реки и сделать из неё общественное пространство или пустить воду в подземном коллекторе и сверху на засыпанной территории разбивать парк. Обсуждение этих вариантов показало, что всё же дешевле для города восстанавливать естественный водный баланс реки.
— Какие ещё новые парки появятся в Новосибирске?
— Сейчас создается ландшафтный парк «Каменка», парк «Арена» — это парки с нуля. Будут создаваться маршруты и лесопарковые территории, как маршрут от «Арены» до парка «Бугринская роща».
В парке «Арена» остаётся прибрежная полоса, которая затапливается вместе с сохранившимися пойменными тополево-ивовыми участками долинных лесов. Наша задача — просто убрать опасные аварийные деревья и сделать естественный ландшафт проходимым и просматриваемым.
Мы проводим инвентаризацию существующих зелёных насаждений и выявляем резервные территории для создания прототипа водно-зеленого каркаса (ВЗК). Это позволяет увеличивать площадь озелененных территорий и соединять их друг с другом в единую систему. В течение этого и следующего года специальная рабочая группа рассмотрит все составные части, кластеры ВЗК и создаст его прототип.
— В 2019 году вы говорили про задачу восстановить пешеходные пути, которые бы соединяли между собой наиболее посещаемую центральную часть города и набережную, чтобы был прогулочный маршрут. Какие существуют планы, связанные с этим проектом?
— Сейчас активно строится четвертый мост. Как только строительство закончится, возможно будет благоустроить часть Михайловской набережной, попавшей в зону строительства. Проект для нее готов. Следующий шаг — соединение парка с бульваром Красного проспекта, то есть восстановление зелёного пешеходного пути.
— Планируется ли озеленение центральных территорий города?
— Есть проекты, которые пока не реализованы. Это благоустройство улицы Ленина, Красного проспекта. Там предусматривалось увеличение озеленения, сокращение проезжей и увеличение пешеходной части.
На транспортных развязках площади Кондратюка и площади Лунинцев мы уже вводим декоративные кустарники и многолетние цветы, которые увеличивают объем зеленых растений делают более устойчивым цветочное оформление. В этом году реализовали озеленение Вокзальной магистрали. Таким образом, постепенно реализуется концепция Центрального дисперсного парка.