Новосибирским долгостроям нужно личное внимание и ручное управление
«К примеру, обязательства по 2017 году регионы выполнили. Они обещали достроить 140 проблемных объектов либо выплатить компенсации людям. Все это сделали», — рассказал министр в интервью «КП».На 2018 год, по данным федерального Минстроя, запланировано строительство 360 «проблемных объектов» долевого строительства, подобные обязательства взяли на себя регионы России в планах-графиках, отправленных в министерство.
В начале марта на селекторном совещании Михаил Мень заявил, что ситуация, когда глава региона либо заместитель главы региона лично разбирает ситуацию с проблемными объектами, должна стать стандартной моделью решения одной из самых социально острых проблем.
Согласно данным Министерства строительства РФ, на сегодняшний день в России насчитывается 836 проблемных объектов в 69 регионах страны. В Новосибирске этот список исчисляется 45 недостроенными домами. В текущем году планируется достроить 10 проблемных объектов, в следующем — 15, а в 2020 году ожидается закончить еще 14 объектов
Как заявил РБК Новосибирск председатель ЖСК «Закаменский-16» Анатолий Соколов, власти Новосибирска и Новосибирской области уже давно решают проблемы обманутых дольщиков на местном уровне.
«В компетенции дольщиков находится только создание жилищно-строительных кооперативов и передача в рамках процедуры банкротства прав собственности на земельный участок и объект», — указал Соколов.
По его словам, внесенные поправки в 583-ОЗ позволили властям региона и города предоставлять строительным компаниям, взамен за достройку проблемных объектов, землю в аренду, а не в собственность, как было прежде. Использование масштабных инвестиционных проектов (МИП) позволило решить проблему дефицита денег, нужных для строительства долгостроев. Кроме того, правительство региона с 2010 года выделяет обманутым дольщикам субсидии по 200 тыс. руб. для внесения их в кооперативы с целью достройки проблемных домов.
Нельзя помогать нарушителям
Депутат Законодательного собрания Новосибирской области Евгений Смышляев видит два направления, где региональным властям нужно усилить свои позиции. Во-первых, следить за деятельностью застройщика. Во-вторых, создать юридические основы решения проблемы.
«Власти региона и города не могут бесконечно помогать гражданам, которые нарушают нормы закона, действуя вне рамок Гражданского законодательства», — отметил Смышляев. По словам депутата, дольщиков, которые оказались обманутыми в результате своей правовой безграмотности, надо выделить в отдельную категорию.
Сейчас в Новосибирской области существуют двойственная ситуация: с одной стороны есть официальные данные Минстроя. Туда вносятся только те объекты, кредиторы которых самостоятельно обратились в ведомство для получения статуса обманутого дольщика. Реальные же цифры намного выше. Согласно данным Минстроя, в Новосибирске насчитывается 1036 обманутых дольщиков. Однако Смышляев на одной из последних сессий в Заксобрании региона, где обсуждался вопрос долгостроев, указал, что это цифра в реальности в пять-шесть раз выше. Аналитик рынка недвижимости Сергей Николаев в беседе с корреспондентом РБК Новосибирск называл цифру в 70 объектов, которые можно отнести к долгостроям.
Нормативные рамки
На сайте Минстроя России указан план мероприятий, которые должны были реализовать или только планируют это сделать в ближайшее время по каждому объекту.
«Разработка положения о предоставлении 2,5% ж/помещений в рамках реализации МИП, внесение изменений в постановление мэрии города Новосибирска гост. 3419», — говорится в плане мероприятий по долгострою по адресу: мкр. Закаменский, 16.
На реализацию этого единственного пункта в дорожной карте ведомством отведен весь 2017 год. Как рассказал Соколов, возможностей для ускорения этого процесса практически нет, так как «все регламентируется нормативными документами».
«Сократить время можно в том случае, если глава регионального Минстроя бросит все дела и начнет самостоятельно собирать подписи. Единственный вариант — работать в ручном режиме. А когда работают его подчиненные, то тогда сократить невозможно», — отметил Соколов.
По его словам, при возобновлении строительства долгостроя на ул.Новосибирской, 27 на сбор всех документов потребовалось два с половиной года.
«На «Закаменском-16» мы подготовили документы для проведения МИП за один год. Сейчас сроки сократились. Это раньше было долго, так как никто не знал, как действовать», — рассказал Соколов.
Контроль «большого брата»
Как сообщили РБК Новосибирск в пресс-службе федерального Минстроя, ведомство еженедельно мониторит, насколько успешно региональные власти реализуют «дорожные карты».
«По результатам мониторинга можно сделать вывод, что в ситуации, когда глава региона либо заместитель главы региона лично разбирает ситуацию с проблемными объектами, итогом является более детальная проработка вопросов по определению сроков завершения строительства большинства объектов», — рассказали в пресс-службе.
В начале этого года стало известно, что при региональном Минстрое появилась должность замминистра по контролю долгостроев. Однако, по данным источников РБК Новосибирск, ее до сих пор никто не занял.
Мнение эксперта
По мнению независимого эксперта в сфере недвижимости Сергея Николаева, региональные власти должны нести ответственность за возникновение долгостроев на их территории, так как у них есть инструменты, чтобы не давать им возникать. «Надо считать, сколько денег собрано застройщиком, и сколько из них направлено на строительство объекта», — привел один из примеров Николаев.
При этом эксперт подчеркнул, что эта практика практически нигде не применяется, потому что это никак не закреплено в законодательстве. «А всякую работу, за которую не спрашивают, в принципе, выполнять не обязательно. Чиновники – такие же люди», — комментирует Николаев.
В последнее время мэрию Новосибирска и правительство Новосибирской области все чаще привлекают для решения конфликтов между хозяйствующими субъектами: застройщиками, жилищно-строительными кооперативами и банками.
Сейчас региональные власти вмешались в решение проблемы между застройщиком ПТК-30 и банком «Открытие». «Травникову доложили и он надеется, что этот вопрос будет решен без смены и банкротства застройщика, — рассказал Николаев. — В ситуации с ЖК «Театральный», где квартиры были в залоге у Сбербанка, все было устроено правильно. Когда объект заморозили — банк нашел другого подрядчика и достроил объект».
По мнению Николаева, в российском законодательстве достаточное количество законов, при исполнении которых долгостроев вообще не было бы. «Не факт, что принимаемые вновь законы уменьшат масштабы проблемы. По крайней мере, проблему старых долгостроев они никак не решат», — указал Николаев.