Вопрос недели: станет ли Новосибирск «умным городом»?
РБК Новосибирск обратился к экспертам и известным людям Новосибирска с вопросом: станет ли Новосибирск «умным городом»? Что этому может помочь, а что — помешать?
Юрий Лобанов, пресс-секретарь Музея города Новосибирска, кандидат философских наук:
— Если у какого-то города России и есть шанс стать «умным городом», то это Новосибирск. Здесь есть научные институты и вузы, которые могут предложить серьезные наработки в управлении транспортными потоками, экологической обстановкой и информационными системами. Отдельные элементы этой системы мэрия уже пробовала создать с помощью портала «Мой Новосибирск». Однако строительство полной системы «умного города» по типу Барселоны потребует колоссальных денежных ресурсов. Трудно ждать, что это произойдет одномоментно и в ближайшем будущем.
Андрей Буслаев, архитектор компании Buslaev Architects:
— У Новосибирска есть потенциал, но бюджета — нет. Мне кажется, что даже несмотря на это, альтернативы у города нет, и рано или поздно инновации как вода в поговорке — найдут пути.
Насчет роли властей в этой схеме я настроен скептически: власти, так или иначе, подчинены Москве, выкачивающей все ресурсы. Поэтому любая управленческая команда будет связана по рукам и ногам. Отдушиной могут стать локальные частные инвестиции, не требующие разрешения у властей, в отдельные территории, пиар отдельных частей города, экологические и дизайн-инновации.
Властям стоит не мешать бизнесу и не облагать налогами возможные смарт-инвестиции в городскую среду.
Дмитрий Прибаловец, депутат горсовета:
— Шансы у Новосибирска хорошие: есть и научная база, и желание запускать стартапы, уже сегодня внедряют «умные» остановки. Единственное препятствие — отсутствие бюджетных средств. Возможно, необходима структура, которая бы отвечала за развитие «умных» технологий, их внедрение и поиск инвесторов. Но все рано или поздно упрется в финансы. Придется искать либо возможности бюджета, а их нет, либо спонсоров, которые тоже в очереди не стоят.
Александр Люлько, начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска:
— Власти должны инициировать процесс внедрения «умных» технологий. На форуме «Городские технологии» мы поставили задачу: определить, какие инновации можно и нужно внедрить в городскую среду. Их может быть много, они могут быть интересными сами по себе, но абсолютно не вписываться в стратегию развития города и это нужно учитывать на этапе отбора.
Задача власти — быть связующим звеном между бизнесом и горожанами, придумывать различные механизмы внедрения этих инноваций.
Андрей Радаев, президент Сибирской Ассоциации дизайнеров и архитекторов СФО:
— Обсуждения по Smart City должны быть открытыми, чтобы учитывалось мнение горожан. Сейчас, например, устанавливают остановки, но непонятно, нужны ли они. Нет понятной концепции: куда двигаться, что мы хотим получить. Есть только разговоры о «зеленом Новосибирске», дисперсных парках. Нужно понимать: откуда взять деньги на инновационные проекты: из федерального центра или же со стороны частных инвесторов. И все эти решения должны широко обсуждаться. Но на мой взгляд, куда важнее устранить мелочи, вредящие городу. Например, многие стройки в Новосибирске не оснащены местами для обмыва колес. Машины выезжают с грязью на колесах в город, развозят это, а мы говорим о «умных» светофорах и остановках.
Михаил Марченко, профессор Российской академии наук:
— Самый важный инструмент для внедрения «умных» технологий — это соглашение между мэрией, СО РАН и представителями IT-бизнеса. В нем должны четко определяться задачи, сроки и финансирование. Без конкретных договоров декларировать можно сколько угодно. Сейчас непонятно, какими соображениями руководствуются чиновники, когда принимают решения. Нужно сделать процесс принятия таких решений открытым: привлечь к экспертной функции РАН — это прописано и в законе, но чиновники почему-то нас не спрашивают. Думаю, если наши власти учтут эти пожелания, то у Новосибирска будут все шансы стать «умным городом».
Михаил Дубов, руководитель департамента по работе с госорганизациями СФО компании Softline (технологии интеллектуального управления потоками транспорта):
— На мой взгляд это вопрос к органам федеральной власти: на данный момент не существует правовой базы, которая бы описывала концепцию «умного города», региона. Есть понятие цифровой экономики, но оно пока не транслируется на уровень муниципалитета. Все же здесь нужны не законодательные решения власти, а реализация каких-то точечных направлений внедрения «умных» технологий: «умное» освещение, ЖКХ, использование энергосберегающих технологий. Smart City — это некий пазл, и перечисленные инструменты являются кусочками этого пазла. Реализация такой системы целиком одномоментно невозможна, но можно начать с чего-то небольшого, последовательно добавляя новые и новые детали. В итоге все эти инновации впишутся в готовую концепцию.
Сергей Дьячков, управляющий партнер DSO Consulting:
— Подобные форумы нужны Новосибирску, как нужны и «умные» технологии. Вопрос, как всегда, состоит в следующем: как их внедрять, за счет каких средств? На мой взгляд, власть должна стимулировать внедрение новых практик и технологий в городскую среду. Это не так просто, потому что городские службы привыкли работать по накатанной и чему-либо новому их научить достаточно сложно.
Поэтому подобные форумы позволяют привлечь внимание чиновников городского правительства к важности внедрения, скажем, ресурсосберегающих технологий. Насколько это привлечение себя окупит — пока большой вопрос.
Андрей Терехин, директор компании по производству устройств и разработки приложений виртуальной и дополненной реальности VR Corp:
— Самое простое, что могут сделать власти для поддержки инновационного бизнеса — дать предпринимателю денег. На мой взгляд, это абсурд — любые деньги бизнес должен зарабатывать самостоятельно. Мы все, как сообщество, заинтересованы в быстром росте экономики, следовательно, и в развитии начинающих инновационных предприятий. Ускорить их выход на рынок, поспособствовать их внедрению возможно только в том случае, если власть начнет выполнять роль центрального связующего звена между предприятием и потребителем.
Например, когда инноватор получает с помощью властей личный контакт руководителя предприятия, на которое он давно ищет выход. Потребитель продукта найден, идет продажа, предприниматель получает деньги. На все это тратится, условно говоря, вместо одного-двух месяцев считанные дни.
Такая поддержка, на мой взгляд, была бы самой ценной от наших властей.