Новосибирск, 06 сен 2019, 00:45

Росстат сообщил о росте неформальной занятости в Новосибирской области

В регионе в неформальном секторе работает, по оценкам ведомства, 228 тысяч человек. Год назад их было на 60 тысяч меньше
Читать в полной версии
Фото: pixabay.com

Росстат опубликовал свежие данные по численности и доле россиян, занятых в неформальном секторе экономики. В среднем по России во втором квартале 2019 года число таких людей выросло почти на 1,5 млн человек по сравнению с предыдущим кварталом.

Всего в России 15,2 млн человек работают неофициально, мужчин в этом числе больше, чем женщин. Из этого числа для миллиона россиян неофициальная занятость — это подработка, для 14 млн. — основная.

Из этого числа 9,4 млн человек работают по найму у физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в фермерском хозяйстве; 3,6 млн человек трудятся в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица (в том числе самозанятые); а 1,1 млн человек зарабатывают на собственном домашнем хозяйстве, охотой или рыбной ловлей.

В целом доля неформальной занятости — 21,3% от общей численности работающих. Показатель неформальной занятости подвержен ярко выраженной сезонности — весной и летом он возрастает, поскольку значительная часть неформальных работников заняты в сельском хозяйстве. Но сравнение с тем же кварталом прошлого года все равно дает прирост показателя на 566 тыс. человек, или 3,9%. Эта доля достигла наивысшего значения с 2016 года, когда российская экономика выбиралась из рецессии.

Росстат понимает под занятыми в неформальном секторе людей, которые работают по меньшей мере в одной организации, не зарегистрированной в качестве юридического лица. В статистику входят и те, для кого эта работа является основной, и те, для кого она дополнительная. Это, в частности, индивидуальные предприниматели и те, кто работает у них по найму, самозанятые, фермеры, члены семьи, которые помогают своим родственникам в бизнесе, и т.д. Сотрудники юридических лиц, с которыми не оформлен трудовой договор или которые получают серую зарплату, не включаются в учет неформальной занятости. Как ранее писал РБК, Росстат рассчитывает численность неформально занятых как разницу между числом всех занятых в экономике (то есть выполняющих какую-либо деятельность за плату) и количеством рабочих мест, замещенных у юридических лиц. Первый, широкий, показатель определяется косвенно — по опросам населения. Второй — прямым путем, из отчетности компаний.

Самая высокая доля неформального сектора — в сфере операций с недвижимостью (6,3% ВВП, или половина всей серой экономики страны), сельском хозяйстве, охоте и рыболовстве (1,4% ВВП), торговле и ремонте автотранспорта (1,4% ВВП).

В Новосибирской области в неформальном секторе работают, по оценкам Росстата, 228 тыс. человек.

Еще 25 тысяч имеют неформальные подработки. В целом, 19% жителей Новосибирской области заняты в неформальном секторе.

При этом в первом квартале занятых в неформальном секторе в регионе было на 70 тыс. меньше. По сравнению с первым кварталом показатель доли занятых вырос на 47%. В прошлом году сезонный рост составил 20%.

Если в 1-2 квартале 2017 и 2018 года доля неформальной занятости составляла не более 13,4%, в этом году этот показатель увеличился до 19%

Профессор НИУ ВШЭ Симон Кордонский связывает рост доли неформального сектора с сокращением малого бизнеса. «Сравните с числом закрываемых бизнесов, малых предприятий. Кто-то переходит в микропредприятия, а кто-то завязывает с государством и становится самозанятым», — сказал он.

Управление федеральной налоговой службы по Новосибирской области отмечало, что количество ИП за прошлый год увеличилось на 8,2%. Вновь зарегистрировано в качестве ИП 21,4 тыс. физлиц (рост на 13,5% за год), прекратили деятельность в качестве ИП 15,3 тыс. граждан (рост на 5%).

Александр Климов, генеральный директор консалтинговой компании Umbrella Group, пояснил, что эта форма организации бизнеса набирает популярность даже при работе на общей системе налогообложения. Она позволяет снизить ставку налога на прибыль, не вести бухгалтерский учет и свободнее по сравнению с юрицами использовать полученные денежные средства, в упрощенном порядке прекращать трудовые отношения с работниками по сравнению с ситуацией, когда в качестве работодателя выступает ООО. «Раньше бизнесмены недооценивали ИП и делали выбор в большинстве случаев в пользу ООО, потому что считалось, что ИП отвечает по обязательствам всем своим имуществом, а участник ООО только долей в уставном капитале, — добавил Климов. — В настоящее время по факту оба субъекта отвечают по обязательствам всем своим имуществом, это достигнуто за счет серьезных изменений, планомерно вносимых с 2017 года в закон о банкротстве юрлиц, касающихся субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника».

В части отраслей регистрация субъектов именно в виде ИП традиционно популярна. Плюс, по данным налоговой, участились случаи регистрации в качестве ИП граждан, не имеющих реального намерения заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью. «Как правило, люди дают согласие на такую регистрацию либо по настоянию работодателей, либо по просьбе знакомых, либо за денежное вознаграждение», — отмечали представители ведомства.

В конце июля РБК Новосибирск писал, что Новосибирская область планирует вступить в эксперимент по самозанятым. Льготный налоговый режим (4-6% от суммы доходов) должен помочь фрилансерам легализоваться. «Проблема неформальной занятости в Новосибирской области достаточно большая. По нашим оценкам, если брать в целом население трудоспособного возраста, около 200 тыс. чел не получают доходов от работодателей и не подают декларацию 3-НДФЛ. Из них значительная часть занята в неформальном секторе», — отмечал глава УФНС по Новосибирской области Алексей Легостаев.

Pro
«Фантомные акции» и другие способы поощрения директора: как это оформить
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Зарубежным мессенджерам выдали красную карточку: 5 вариантов на замену
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Не только ChatGPT: 9 ИИ-инструментов, готовых помочь венчурному инвестору