Интервью: МФО активно выходят на фондовый рынок с облигациями
— В 2021 году спрос на займы микрофинансовых организаций (МФО) вырос. С чем это связано?
— Увеличилось число клиентов. Так, согласно ежеквартальной отчетности Equifax, доля экономически активного населения, пользующегося услугами МФО, за год возросла на 3 п.п. до 18.2%.
Мы видим три причины. Во-первых, в первом полугодии был переток банковских клиентов в сегмент МФО. Во-вторых, кредитоваться онлайн чаще стали молодые клиенты — гибкая скоринговая политика компаний позволяет им начать свою финансовую историю с сотрудничества с МФО. В-третьих, рост числа клиентов связан с пандемией — те, кто раньше брали займы офлайн, перешли в онлайн.
Одновременно с приростом клиентской базы растет средний чек: у новых клиентов ожидания по сумме займа выше. Например, в офлайн-МФО средний чек больше на 5-7 тысяч рублей, чем в онлайне, и эта категория оформляет более крупные суммы.
За первое полугодие микрофинансовые организации Сибири выдали физлицам почти столько же микрозаймов, сколько за весь прошлый год, как по количеству, так и по объему. Всего, по данным Сибирского ГУ Центробанка, за первое полугодие МФО Новосибирской области выдали физлицам 8,45 млн микрозаймов на общую сумму в 76,47 млрд руб. Количество договоров микрозайма за первое полугодие выросло к тому же периоду прошлого года на 72%, а объем выдач — на 109%.
— Практикуют ли МФО реализацию просроченных портфелей? Как развивается этот рынок?
— Портфель — основной актив компании, и для получения новых инвестиций, предоставления отчетности инвесторам, для более привлекательного имиджа он должен быть качественным. Продажа портфеля по договорам цессии в последние годы стала панацеей для многих компаний.
Если раньше продавались займы с просрочкой 360+, то в прошлом году у компаний появился спрос на мгновенное восстановление ликвидности за счет продажи портфеля, возникло и больше предложений от цессионариев. На современных аукционных площадках можно встретить портфели и на 120-й день просрочки.
Дополнительным стимулом к продаже доли задолженности являются и предложения по ставкам. Если в 2018-2019 годах средняя цена портфеля была 9-10%, при среднем уровне просрочки 280 дней, то сегодня стоимость составляет 17-18% от общей суммы задолженности, что в два раза выше значений предыдущих лет.
— Рынок МФО ждет очередную волну регуляторных ужесточений. Какие последствия для рынка принесет этот шаг регулятора?
— В 2022 году законодатели планируют снижение предельной процентной ставки до 0,8% в день и максимального размера начислений до 1.3 размера ссуды.
Данное нововведение было ожидаемым для крупных игроков микрофинансового рынка, которые уже после первой волны регуляторных ужесточений начали адаптировать свои бизнес-модели к возможным изменениям.
Если говорить о компании «Лайм-Займ», то сегодня под снижение ставки попадают не более 8% от общего числа выдач. Значительную долю в структуре портфеля занимают займы повторным клиентам, и средняя фактическая процентная ставка у нас изначально ниже на 20-25% от максимального размера, установленного законом. Поэтому мы не прогнозируем значительного снижения маржинальности бизнеса и других финансовых показателей.
Готовящаяся волна регуляторных ужесточений может нанести удар по небольшим игрокам и компаниям с повышенным риск-аппетитом, которые предлагают займы с фиксированной ставкой в диапазоне 0,8%-1% в день. Есть и риск развития теневого сектора, если образуется группа клиентов, чей скоринговый балл окажется недостаточным для получения кредита в новых условиях. Однако, на наш взгляд, адаптивность бизнес-моделей топ-30 игроков позволяет им работать с разными группами потребителей и минимизировать данный риск.
— Как МФО будут сглаживать ожидаемые регуляторные риски?
— Чтобы оставаться конкурентоспособной и расти, компания должна вести жесткую дифференцированную политику во взаимодействии с клиентами, которая позволит поддерживать качество портфеля.
Например, в третьем квартале появилась интересная тенденция: с одной стороны, клиенты со средним скорбаллом и сниженным предельным лимитом берут максимально возможную сумму, но чаще пользуются пролонгацией и чаще выходят в просрочку. С другой стороны, клиенты с наиболее высоким скорбаллом берут только половину от максимального лимита, одобренного компанией. При этом они обладают более высокой платежной дисциплиной, финансово грамотны и требовательны к предлагаемому продукту. Данной группе пользователей мы уже предлагаем продукты по более низкой процентной ставке, не дожидаясь ее официального снижения на законодательном уровне.
— Есть ли изменения в способах привлечения фондирования?
— Регулятор держит осторожную политику в отношении возможных инвестиций физлиц в МФО: довольно высокий порог входа, по мысли ЦБ, должен отсечь неквалифицированных инвесторов. В итоге привлечение инвестиций от физлиц так же, как и развитие российских P2P-платформ, не являются для игроков рынка МФО привлекательными, так как такое привлечение средств стоит дорого и несет валютные риски. Один из трендов — рост объема размещения облигаций. Он в этом году значительный: +115% к предыдущему году.
По данным «Эксперт РА», на 1 октября 2021 года на рынке обращаются облигации микрофинансовых компаний на 14,4 млрд руб. Это бумаги МФК: «Займер», «МигКредит», «Быстроденьги» группы Eqvanta, MoneyMan, Webbankir, CarMoney.
Мосбиржа включает долговые бумаги всех МФО в сектор повышенного инвестиционного риска (ПИР). Аналитики «Эксперт РА» отмечали, что 61% всего объема облигаций в этом сегменте держат физические лица.
— Планирует ли компания «Лайм-Займ» выпуск облигаций?
— Да, наша компания в этом году делает свой дебютный выпуск на Московской бирже в размере 300 млн рублей.
— Как рост объема облигаций влияет на рынок в целом?
— Для МФО возможность выпуска облигаций — это стимул к качественному развитию. Однако, несмотря на значительный рост 115% совокупного объема выпусков, из около 1250 МФО не более 10 организаций эмитировали ценные бумаги в 2021 году. Есть информационное поле, где топ-30 компаний стремятся к более высоким значениям и активно конкурируют между собой. Эти компании обладают такой долей рынка, которая позволяет ранее незаинтересованным инвесторам их оценить и рассмотреть компанию как инструмент для получения инвестиционного дохода.
Несколько представителей рынка действительно справились со своими дебютными выпусками и проложили дорогу для других организаций. Эти компании показали эффективность своей бизнес-модели и уровень рентабельности бизнеса, при котором облигации действительно работают и способствуют качественному росту портфеля.
Помимо того, что выпуск облигаций доказывает прозрачность работы компании, ее состоятельность и право быть заемщиком на рынке публичного долга, это один из эффективных инструментов фондирования, который, как правило, дешевле банковской кредитной линии или средств с зарубежных P2P-платформ, и удобнее в организации процесса привлечения, чем индивидуальная работа с каждым частным инвестором.
— Один из ключевых показателей — операционная эффективность. Как инвесторы могут ее оценить?
— Изучить, как возвращается просроченная задолженность в зависимости от глубины просрочки: у многих компаний появилась такая панацея, как продажа цессии. Именно поэтому более релевантным будет показатель мгновенной просрочки, а не ее доли в портфеле.
Важно анализировать стоимость привлечения клиентов. В этом году был введен соответствующий рэнкинг агентства «Эксперт РА». Несмотря на то, что МФО — высокомаржинальный бизнес, большинство компаний зарабатывают с клиента на 3-4 заем. Поэтому стоимость привлечения пользователей нужно анализировать вместе с объемом выдач и в целом динамикой роста МФО. Средний чек у компаний примерно одинаковый, но при это одна организация может поддерживать рост на уровне 5-7% за счет 2000 рублей, а какая-то только за счет 5000 рублей на одного клиента.
Низкая стоимость привлечения показывает, что у компании значительную долю клиентской базы составляют повторные заемщики. Это также свидетельствует о низком репутационном риске компании, поскольку клиенты готовы работать с ней долго.
— Как Банк России регулирует деятельность МФО на облигационном рынке?
— Если раньше представители МФК, планируя выпуск облигаций, в первую очередь обращались с оффером на биржу, то после введения обновленного порядка организации выпуска облигаций МФО закона эту сферу полностью регулирует ЦБ РФ. Банк России запрашивает документы, изучает динамику показателей компании, цели выпуска облигаций, объем, прогнозные значения МФО с учетом облигационного выпуска и выносит свое предварительное решение.
Только после данной проверки эмитент сможет зарегистрировать свой выпуск и идти с предложением на фондовый рынок, регистрироваться на бирже и проходить повторный аудит. Таким образом, микрофинансовые организации проходят множество проверок, как со стороны Банка России, так и со стороны брокера и биржи перед тем, как выйти на фондовый рынок. Такой комплексный подходит сводит к нулю риски дефолта эмитентов.
— Насколько привлечение средств через размещение облигаций будет дальше востребовано среди МФО и среди инвесторов?
— Облигации как инвестиционный инструмент 100% будут востребованы на рынке МФО в ближайшей перспективе. В постпандемийных реалиях актуальность услуг онлайн-кредитования будет только прирастать. В 2022 году рынок МФО продолжит рост, а это значит, что организации будут заинтересованы в привлечении фондирования и выстраивании долгосрочных отношений с инвесторами.
Облигации микрофинансовых организаций, как и в целом инвестиции в МФО, являются выгодным предложением для потенциальных инвесторов. Они не сравнимы с банковскими вкладами и являются высокодоходными облигациями на фондовом рынке.
Мы прогнозируем, что средняя ставка, предлагаемая эмитентами МФО, будет оставаться на уровне этого года, и варьироваться в пределах 14-15% годовых. Компании, которые давно на облигационном рынке, будут стремиться к удешевлению привлекаемых средств, а МФО, планирующие дебютный выпуск, предлагать более высокий процент годовых.