Новосибирск, 07 сен 2021, 07:56

Как в Новосибирской области решают проблему дефицита школьных педагогов

Программа «Учитель для России» действует в Новосибирской области уже второй год при поддержке группы «Сибантрацит». Это позволяет сократить кадровый дефицит в сельских школах
Читать в полной версии
(Фото: Учитель для России)

В Новосибирской области уже второй год подряд реализуется программа «Учитель для России». В этом году были отобраны 30 участников из разных городов страны, которые приступят к работе в девяти школах региона. Большинство из них ранее не имели педагогического образования, но прошли профессиональную переподготовку по образовательной программе, разработанной совместно с Институтом образования Высшей школы экономики. Таким образом, за два года участие в программе примут более 50 человек и 18 региональных школ. По числу педагогов программы Новосибирская область занимает второе место среди регионов-участников.

«Учитель для России» — это общественная программа, цель которой — обеспечение равенства образовательных возможностей для детей в разных регионах России. Программа предлагает альтернативный вход в профессию учителя для специалистов из разных сфер, а также обучение и поддержку участников в течение двух лет. По их истечении они могут продолжить педагогическую карьеру или развивать сферу образования из другого карьерного поля. Реализацией занимается благотворительный фонд «Новый учитель» при стратегическом партнерстве с ПАО Сбербанк России, благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Институтом образования НИУ ВШЭ.

Почему учителя едут в глубинку

В этом году учителя приехали из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Перми, Тюмени, есть и новосибирцы. В школах они будут преподавать русский язык и литературу, математику, информатику, физику, биологию, химию, иностранные языки и географию. Есть среди них и учителя начальных классов.

Почти всех участников программы «Учитель для России» условно можно разделить на две группы. Для тех, кто недавно закончил вуз, это новый опыт и некий вызов. Для другой части новоиспеченных педагогов — возможность изменить свой жизненный уклад и выбрать то, к чему всегда было стремление.

Для желающих участвовать в программе отсутствует возрастной ценз  (Фото: Виктор Храмов)

По словам выпускника московской Высшей школы экономики Марата Садекова, которому в этом году предстоит работать учителем истории и обществознания в школе № 4 в Черепанове, переезд в небольшой город дался ему непросто.

«Моя семья до сих пор в шоке от моего выбора. Здесь я буду работать с удвоенной силой, чтобы показать, что это все не зря. Возможно, это прозвучит наивно, но я приехал в регион потому, что верю в Сибирь, верю в эту программу. Здесь большой потенциал, крутые люди, есть много всего интересного. А если смотреть с материальной точки зрения, то и зарабатывать здесь тоже можно», — добавил он.

Елена Бурчинская закончила Курганский государственный университет по специальности экономист-менеджер, но всегда хотела стать педагогом. «После окончания университета я долгое время работала в отделах продаж крупных логистических компаний: DPD, «Почта России», «Деловые линии». На самом деле я всегда хотела работать учителем начальных классов. Но когда заканчиваешь школу, очень трудно определиться с выбором специальности. В итоге благодаря этой программе мне удалось осуществить свою давнюю мечту. С 1 сентября я работаю учителем начальных классов в школе № 6 поселка Чик. Самостоятельно я бы вряд ли решилась на переподготовку и столь серьезные изменения в жизни. Я замужем, у меня двое детей, мы все вместе переехали на новое место. Родные поддержали мой выбор», — сказала Елена.

«Учитель для России» действует шесть лет, за это время программа привлекла в регионы более 500 учителей. (Фото: Виктор Храмов)

На решение Владимира Жукова, учителя физики в чикской школе № 6, повлияла в том числе и пандемия коронавируса. Последние девять лет он жил в Юго-Восточной Азии и работал в туризме гидом и экскурсоводом, но после закрытия границ все изменилось.

«После того, как мне пришлось вернуться из-за границы в Россию, я работал в сфере коммуникаций, но сидеть в офисе — это не для меня. Я проанализировал ситуацию и понял, что после работы гидом мне хочется делиться с людьми информацией, передавать им знания. Вскоре в интернете я нашел описание программы «Учитель для России», решил попробовать пройти отбор. Несмотря на долгую работу в туристической сфере, я закончил политехнический университет в Санкт-Петербурге, поэтому после переподготовки буду преподавать физику», — рассказал свою историю Владимир.

Качество переподготовки участников программы «Учитель для России» уже оценили в школах, в которых им предстоит работать.

Программе «Учитель для России» является одним из эффективных решений кадрового дефицита в сельских школах (Фото: Сибантрацит)

«Дети в восторге! Общее впечатление отличное — это большое подспорье для сельской школы. Мы с этими учителями работали, начиная с марта, постоянно были на связи. Это было нужно для ознакомления с нашим учебным процессом и их адаптации к новым условиям. Наша школа участвует первый год в этой программе. Мы надеемся, что в дальнейшем наше сотрудничество только упрочится», — сообщила РБК Новосибирск директор СОШ поселка Степной Наталья Гриних.

Для того, чтобы стать участником программы «Учитель для России», все желающие должны пройти четырёхступенчатый отбор: заполнить анкету, пройти собеседование, третий этап — очный тур, далее — тест на знание предмета. Заключительным этапом становится обучение по образовательной программе, разработанной совместно с НИУ ВШЭ. Теория и практика в образовательной программе неразрывно связаны с первых дней обучения, поэтому в течение двух лет учителя работают, продолжая учиться и обогащать свой опыт в очной и заочной формах. По итогам двух лет каждый участник получает диплом НИУ ВШЭ о профессиональной переподготовке — и становится дипломированным педагогом.

Необходимым требованием для участия является законченное высшее образование на момент начала работы в школе. Выбранная специальность необязательно должна быть педагогической: сотрудники приветствуют участие в программе специалистов, увлеченных своим предметом и готовых преподавать его глубоко и живо. Также рассматриваются заявки от кандидатов со средним образованием — но только с профессиональным педагогическим. Возрастного ценза, как и требований к предыдущему педагогическому опыту, у программы нет.

Больше учителей в села

Как рассказала заместитель министра образования Новосибирской области Мария Жафярова, программа позволяет решать проблему дефицита кадров и улучшает качество обучения.

По данным портала «Работа в России», в Новосибирской области около тысячи вакансий для учителей. Наибольшая потребность в педагогах — в сельских районах. Наиболее востребованные специальности — это учителя иностранного языка, учителя русского языка, литературы, математики и начальных классов.

«В этом году еще 30 учителей приступят к работе в школах Искитимского района, Искитима, Черепановского, а также Коченевского района. Это школы, которые имеют хронически незакрываемые вакансии. Правительство региона обеспечивает участников программы ежемесячными стипендиями в размере 20 тыс. руб. Но большую часть расходов по этой программе берет на себя «Сибантрацит». Отмечу, что таких примеров сотрудничества государства и предприятий, когда бизнес активно участвует в кадровых проектах, встречаются единицы», — делится Жафярова.

Обязательным условием участия в программе является наличие высшего образования (необязательно педагогического), а также желание живо и интересно рассказывать о выбранном предмете.  (Фото: Виктор Храмов)

Группа «Сибантрацит» обеспечивает финансирование административных расходов: отбор, дополнительное обучение, переезд учителей в регион, выплату дополнительных стипендий педагогам. Впервые частная компания стала основным инвестором программы в отдельно взятом регионе. На поиск, обучение и поддержку педагогов за пять лет «Сибантрацит» выделит 145 млн руб.

Заместитель министра добавила, что «Сибантрацит» сотрудничает с региональной системой образования Новосибирской области и при реализации других проектов. Например, компания на протяжении нескольких лет выступает заказчиком целевой подготовки студентов в вузах, оплачивает им стипендии.

«Сибантрацит» уделяет внимание техническому оснащению школ: компания реализует масштабную программу компьютеризации в Новосибирской и Кемеровской областях. В 2020-2021 годах Группа обеспечит 16 общеобразовательных учреждений двух регионов 140 компьютерами. На эти цели выделено 7 млн руб.

В этом году еще 30 учителей приступят к работе в школах Искитимского района, Искитима, Черепановского, а также Коченевского района (Фото: Сибантрацит)

Результаты программы

Как рассказала РБК Новосибирск региональный директор программы «Учитель для России» Ирина Ануфриева, первый год реализации программы в Новосибирской области оказался успешным. Почти все педагоги остались в программе и выросли профессионально.

«Одна из участниц прошлого набора Екатерина Юдина вошла в пятерку лауреатов регионального конкурса «Учитель года». Она продемонстрировала нестандартный, индивидуальный подход к каждому ребенку. Прошла все этапы, и наряду с опытными учителями смогла показать отличный результат», — рассказала собеседница.

По словам Любови Артюхиной, которая в 2020 году прибыла в село Усть-Чем Новосибирской области обучать детей биологии и географии после окончания Московского государственного педагогического университета, «Учитель для России» — это возможность быть в сообществе и получать методическую поддержку.

«Я этими возможностями воспользовалась в полной мере. А от школы, правда, хотелось хорошего коллектива и тёплого приема. Так и вышло. Коллектив открытый и идущий на помощь, главное — все запросы озвучивать. Я нырнула в новую жизнь с головой. Решила снимать комнату у местной жительницы. Так получилось погрузиться в жизнь села достаточно глубоко. Но привычным это все не назовешь, постоянно чему-то удивляюсь», — сообщила педагог.

Директор школы ст. Евсино Евгения Денего, чья школа уже второй год принимает участие в программе «Учитель для России», уверена, что она является одним из отличных решений кадрового дефицита в сельских школах. А финансовая поддержка молодых педагогов позволяет им не думать о материально составляющей вопроса, а полностью погрузиться в учебный процесс.

«Нашей школе повезло, потому что все участницы, которые к нам пришли, не только нас устраивают, но и радуют. Они отзывчивые, добросовестные, скромные, что немаловажно для сельских учителей. Жаль только, что срок программы такой маленький — два года», — отметила собеседница.

Участники программы становятся разработчиками и собственных проектов. Так, выпускница третьего набора Ирина Белоусова создала программу «Одинаково разные» для языковой адаптации детей, которые не говорят или плохо говорят по-русски.

«С этого года мы будем работать с десятью школами и одним образовательным центром в Новосибирской области. Все эти учреждения имеют широкий этнический состав, где учатся ребята, которые дома говорят на другом языке, а в школе обучаются на русском. Чаще всего такие дети не осваивают программу из-за языкового барьера и не встраиваются в школьное сообщество. Мы же обучаем педагогов государственных школ, чтобы они могли работать с этими детьми, а также заниматься их социализацией и адаптацией», — рассказала координатор программы Наталья Полканова.


Подписка на новости РБК Новосибирск в соцсетях: Telegram, Facebook, ВКонтакте

Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Инспектор ФНС вызвал вас на встречу и просит доплатить налоги. Что делать
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist