Интервью, 08 янв 2019, 00:10

Новосибирская область вошла в число лидеров по онлайн-покупкам

О трендах рынка онлайн-платежей, о том, сколько новосибирцы тратят в интернет-магазинах, и какие платежные новации появились – в интервью с Аллой Савченко, директором по продуктам Яндекс.Денег
Читать в полной версии

— Если говорить об итогах 2018 года в сфере онлайн-платежей, в частности в Новосибирске, что изменилось?

— Новосибирск — один из наиболее развитых российских городов в плане онлайн-платежей. Новосибирцы активны в интернете, любопытны, с удовольствием пробуют новые технологии и сервисы. Мы это видим из собственной статистики: за год число онлайн-платежей через Яндекс.Деньги в Новосибирске выросло более чем в 2 раза, а средний чек увеличился почти на 60% — до 1500 рублей.

— Рост числа платежей в сети вдвое — означает ли это, что новосибирцы стали в целом больше потреблять?

— Скорее это связано с ростом доли безналичной оплаты при покупках в офлайне и переходом платежей из офлайна в онлайн в целом. Причем не просто в онлайн, а в мобильную среду. Мобильные платежи — вообще главный тренд в Новосибирске, особенно бесконтактные. Они прочно входят в повседневную жизнь горожан — как в онлайне, так и в офлайне.

Вслед за пользователями в мобильную среду идут и платежные сервисы, банки, ритейлеры — создают адаптивные приложения, специальные формы оплаты и решения для WhatsApp, Telegram, Viber, ВКонтакте. Люди не хотят отрываться от мобильного, чтобы специально идти к компьютеру или по сугробам в банк оплачивать, например, жилищно-коммунальные услуги. Повседневная рутина — не самое приятное занятие, люди не хотят совершать какие-то специальные действия для этого. Комфортнее оплачивать это между прочим, коротая время где-нибудь в очереди в поликлинику.

— И в офлайне — также курс на мобильность?

— В офлайне наличные постепенно вытесняются картами, а карты — бесконтактными платежами — Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay. В первую очередь, потому что это удобно. По данным Яндекс.Денег, 61% бесконтактных платежей, совершенных новосибирцами через сервис, не превышают 1000 рублей. Это именно тот лимит, при котором на большинстве устройств не нужно вводить пинкод. Просто прикладывается мобильный к терминалу и покупка оплачена. И это именно та сумма, которую мы редко превышаем, совершая повседневные покупки — будь то чашка кофе или витамины в аптеке.

Фото: Data Insight

Практически все новые смартфоны сейчас оборудованы функцией NFC, большинство платежных терминалов в Новосибирске имеют встроенную функцию проведения бесконтактной оплаты — все это популяризирует бесконтактные платежи. Оплачивать так можно практически везде, где принимают карты — от кафе до автозаправки. Можно выйти из дома, не взяв с собой бумажник. Многие новосибирцы, судя по всему, так и делают: весеннее исследование Яндекс.Денег показало трехратный рост таких платежей за год. Сильнее всего выросла популярность Apple Pay — их стало в 3,3 раза больше. Количество бесконтактных платежей через приложение Яндекс.Денег на базе HCE увеличилось в 3 раза, через Samsung Pay — в 2,8 раза.

— Как потребителей мотивируют больше платить безналично и онлайн?

— В этом году Центробанк зафиксировал исторически важную отметку — объем безналичных платежей превысил объем по снятию наличных. Минфин России поставил задачу достичь уровня развитых стран по доле безналичной оплаты — сейчас она составляет 90%: в Швеции, например, за наличные уже с трудом можно купить газировку или газету.

И люди идут платить безналично в интернет, причем главным стимулом здесь становится даже не столько удобство, сколько выгода, финансовая мотивация. Скидки за онлайн-оплату, кэшбэки, офферы, программы лояльности — пользователей мотивируют и торговые площадки, и платежные сервисы. Хорошо это видно, если посмотреть на динамику в интернет-магазинах: так, по данным Яндекс.Кассы, в 2018 году новосибирцы совершили покупок в интернет-магазинах на 60% больше, чем годом ранее, средний чек вырос на столько же — до 1892 рублей. По итогам 2017 года Новосибирская область вошла в топ-10 российских регионов, где больше всего покупают через интернет.

Фото: Яндекс.Деньги

— Что новосибирцы чаще всего приобретают в интернет-магазинах?

— На первом месте — одежда, обувь, аксессуары. Далее идут книги и косметика. Примечательно, что в этом году у новосибирцев особенно сильно вырос интерес к книжным интернет-магазинам — число покупок через Яндекс.Кассу выросло аж в 5 раз. Сильно вырос спрос на детские товары и товары для животных — почти в 4 раза. В интернет-торговле как нигде заметен тренд на переход пользователей из офлайна в онлайн. Это закономерно — через интернет покупать удобнее, это сильно экономит время и силы, не надо никуда идти, можно сравнивать цены на множестве сайтов. К тому же во многих интернет-магазинах пользователи могут наравне с обычными магазинами примерять заказы перед покупкой, покупать в рассрочку и кредит. Функциональный разрыв между офлайн и онлайн практически стерт.

— Насколько популярны у новосибирцев покупки за рубежом?

— Популярны, особенно покупки в китайских интернет-магазинах. Цены здесь намного ниже, чем в российских магазинах, ассортимент зачастую шире. Многие иностранные маркетплейсы предлагают программы защиты, гарантии возврата денег, если что-то пойдет не так — это повышает уровень доверия к ним, помогает решиться на первую покупку. Это тоже тренд в сфере ритейла и платежей — не просто продавать, принимать деньги, но и заботиться о покупателе, давать гарантии, что все будет в порядке. Платежные сервисы и банки тоже в ряде случаев выступают гарантом в сделках купли-продажи: если фирма-продавец обманула, покупатель может подать заявление на чарджбэк или компенсацию по программе «Защита покупателя» — в таком случае разбираться в этой ситуации уже будет платежный сервис.

— Как развиваются платежные технологии в ритейле?

— Здесь появилось много новаций: прием платежей в мессенджерах, выставление счетов в почте, чате, оплата по QR-кодам, оплата в кредит или в рассрочку, моментальные взаиморасчеты между поставщиками и интернет-магазинами (b2b-платежи). При этом здесь тоже интересный тренд — платежные сервисы, которые работают с интернет-магазинами, перестают быть просто средством платежа, перестают выполнять только платежную функцию, выходят далеко за рамки, предлагая и нефинансовые сервисы: от маркетинга до помощи с налогами и правом, становясь глобальной платформой для развития бизнеса.

По прогнозам исследовательского агентства Data Insight, объем выручки на рынке е-commerce за 2018 год составит 1,15 трлн руб., показав 19% рост за год. Общее число заказов — 290 млн. заказов (рост 18%), средний чек 3970 руб. (-2%, падает второй год подряд). Аналитики отмечают, что интернет-торговля в России растет за счет числа заказов и количества новых покупателей, а не за счет роста среднего чека  

Pro
Манифест гибкости: лидер Agile-движения учит планировать проекты
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
У заядлых читателей особенный мозг. Вот о чем говорит новое исследование