Новосибирск, 09 мар 2023, 06:01

На КЭФе рассказали, как экономить миллиарды на дорогах и строительстве

Использование золошлаков в строительстве и производстве может принести ощутимую выгоду бизнесу и экономике. На КЭФе эксперты заявили о недостаточности стимулов для роста вовлечения их в оборот и предложили пути решения
Читать в полной версии
(Фото: sibgenco.online)

Каждый год в стране при работе ТЭЦ и ГРЭС образуется 18 млн т золошлаковых отходов (ЗШО) в год. Объем накопленных запасов в России — 1,3 млрд тонн. Сами по себе золошлаки опасности не представляют, — это инертные материалы, относящиеся к V классу опасности — неопасные. К этому же классу отнесены все виды отходов, образующиеся в быту: они практически не наносят вреда окружающей среде

Золошлаки образуются в котле, это несгораемый минеральный остаток угля. Золошлаковый материал (ЗШМ) — микс мелкой золы-уноса, шлака и воды, который в виде пульпы поступает на золошлакоотвалы.

Под золоотвалами России находится тысячи гектаров земли, выведенной из оборота, например, в Новосибирске и Красноярске золоотвалы находятся в черте города.

Прямой экономический риск сохранения текущей системы обращения с ЗШО — необходимость строить новые золоотовалы. В долгосрочной перспективе она возникнет, по данным Национальной ассоциации развития вторичного использования сырья (АРВИС), на 43 ТЭС в России.

По данным АРВИС, если ситуацию не менять, то до 2035 года на строительство новых золоотвалов в России придется направить 113,7 млрд руб. средств, большая часть которых будет включена в тарифы для потребителей.

Потенциальная тарифная нагрузка в части тепловой энергии может достигнуть значения в 5,19%, в части электрической энергии — до 4,28%.

Такие риски особенно значимы для Сибири, где традиционно преобладает угольная генерация и добывается три четверти российского угля. Из 79 эксплуатируемых ТЭС России 60 работают в Сибири.

В июне Правительство России утвердило комплексный план, разработанный Минэнерго, по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов. К 2035 году объем утилизации данного вида отходов должен составлять не менее 50%, сейчас этот показатель около 12%. Исполнителями пилотных проектов в регионах назначены субъекты РФ и представители энергетической отрасли.

Андрей Максимов, директор Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ, в выступлении на КЭФ констатировал, что образование золошлаковых отходов — неотъемлемая составляющая производства угольной генерации. Задача повышения доли утилизации ЗШО до 50% — кроссведомственная.

Задача Минэнерго — задать правила игры, и активно поощрять тех, кто использует ЗШО как материал для производства, при этом акцент ставится именно на взаимодействие с регионами. В России в число пилотных регионов, от которых ждут разработки и утверждения региональных программ повышения объемов утилизации золошлаков, вошли 19 регионов, из них восемь — из Сибири.

Разработан и принята такая региональная программа пока только в Томской области и республике Хакасия. Руководитель проекта переработки золошлаковых материалов ООО «Тэфра» (томский филиал АО «Русатом Инфраструктурные решения») Александр Дудкин рассказал, что в Томской области ЗШО использовали при строительстве кампуса ТГУ, при рекультивации мусорных полигонов и при строительстве дорог.

Не место на отвале

Самая популярная фракция ЗШО — зола-уноса. Ее активно используют для производства строительных материалов. Первый вице-президент АО «ХК «Сибцем» Геннадий Рассказов уверен, что наращивать объем утилизации ЗШО в России важно, это явная зона роста: в среднем в странах Евросоюза пускают в оборот 98% ЗШО, в Японии — 96%, в России — всего 10%.

Зола-уноса — один из трех основных типов золошлаков, мелкодисперсная сухая субстанция, которая образуется при сгорании угля, улавливается электрофильтрами и оседает в специальных бункерах. Радиационная безопасность золы подтверждается периодическим контролем в федеральных аккредитованных центрах Роспотребнадзора. Это относится ко всем маркам угля, сжигаемого на станциях СГК.

В целом цементная отрасль имеет огромной потенциал утилизации ЗШО: это около 5 млн т золы-уноса в год, то есть четверть от общего объема годового образования, отметил Рассказов.

«Сибцем» совместно с СГК более двух лет прорабатывал вопрос использования золы-уноса ГРЭС и ТЭЦ Новосибирска, Красноярска, Кемерово. На Красноярском цементном заводе в 2022 году запущена опытно­-промышленная установка для проведения промышленных испытаний при производстве цемента с использованием золы-уноса Красноярской ТЭЦ-2. Освоен выпуск новой для предприятия продукции — цемента с золой-уносом ЦЕМ II/А-К (Ш-З) 32,5Б.

«Потенциальный объем потребления золы-уноса предприятиями группы «Сибцем» — около 400 тыс. тонн в год», — полагает Геннадий Рассказов.

Погрузка золы-уноса на ТЭЦ-5 в автоцеметовоз. Суммарно в модернизацию систем отбора золы уноса на двух новосибирских ТЭЦ-3 и ТЭЦ-5 СГК инвестирует 310 млн руб. (Фото: sibgenco.online)

Одной из проблем он называет консерватизм потребителей, когда цемент с минеральными добавками воспринимается как менее качественный. «Мировой опыт показывает постепенное замещение бездобавочных цементов на цемент с минеральными добавками», — говорит первый вице-президент «Сибцема».

Геннадий Рассказов предлагает стимулировать потребление цемента с золой-уноса, «зеленого» цемента, путем внесения в регуляторику положений о приоритетном его использования в госзакупках и на крупных объектах. Для застройщиков стоит стимулировать закупки «зеленого» цемента через банковскую ставку финансирования.

Еще одна проблема в том, что модернизация заводов требует длинного финансирования и дополнительных стимулов для таких инвестиций.

«Для потенциальных потребителей использование вторичных материальных ресурсов вместо традиционных ископаемых может быть связано с необходимостью изменения технологии производства, — подтверждает гендиректор АРВИС Ирина Золотова. — Даже при наличии очевидных экономических выгод в долгосрочной перспективе промышленные предприятия не всегда готовы нести единовременные капитальные затраты для такой технологической модернизации».

Сибирские компании имеют большой опыт в части работы с ЗШО. Так СГК активно занимались продажей золошлаков еще до утверждения комплексного плана на федеральном уровне.

На Рефтинской ГРЭС готовы внедрить проект, который позволит реализовывать до четверти годового объема золы. Она на 55% состоит из кремния, на 29,7% из алюминия, 7,4% от общего объема – кальций (Фото: sibgenco.online)

Один из крупных потребителей золы-уноса, которому СГК отгружает сырье, — завод кровельных гидроизоляционных материалов в Юрге «Технофлекс». Предприятие перерабатывает в год до 40 тыс. тонн угольной золы. На завод поставляют сырье в основном с Новосибирска, а также со станций Красноярска и Барнаула. Материал используют в качестве наполнителя в производстве рулонной гидроизоляции.

«Мы искали альтернативу минеральному порошку, который добывается из недр. В итоге наши специалисты предложили использовать золу-уноса. Мы обратились к СГК, провели анализ состава и пришли к выводу, что сырье полностью удовлетворяет нашим требованиям по составу, плотности и влажности», — отмечает директор ООО «Завод Технониколь-Сибирь» Максим Ларин.

Стратегия СГК

Директор по реализации золошлаковых материалов СГК Петр Саньков рассказал, что в 2022 году СГК выработала собственную стратегию наращивания утилизации золошлаков.

Ежегодное образование золошлаков на ТЭЦ СГК — более 8 млн тонн, процент утилизации в 2022 г. составил 28%. Золоотвалы СГК в среднем заполнены на 64%. Суммарные инвестиции СГК на создание и модернизацию систем отбора золы пяти сибирских ТЭЦ и ГРЭС (Кемеровская, Новосибирские ТЭЦ3 и ТЭЦ-5, Бийская и Приморская) превышают 1,1 млрд руб.

В планах СГК — модернизация и строительство оборудования отбора и отгрузки золы-уноса, развитие НИОКР, венчурные проекты. Наиболее перспективной, по словам Санькова, является зола-уноса, поэтому основное направление разработок касается именно ее, а также продуктов на основе золошлаков.

Отдельное направление — создание условий для реализации продуктов из ЗШО — внедрение системы контроля качества, сертификация продуктов, разработка новой и совершенствование действующей нормативной документации.

Новосибирская ТЭЦ-2 отгрузила 300 куб. метров золошлаков для выравнивания площадки, предназначенной под строительство производственных зданий под Новосибирском (Фото: sibgenco.online)

Дорожное строительство и рекультивация

«Основной объем ЗШО — это крупнотоннажный гидратированный золошлак, то, что лежит на золоотвале. Важно решить вопрос с риском заполнения золоотвалов и снять необходимость строительства новых», — пояснил Петр Саньков.

Такой ресурс — многотоннажное использование гидратированных золошлаков — можно задействовать там, где нужны большие объемы инертных материалов, песка, почвы — при рекультивации выработок, засыпке мусорных полигонов, строительстве насыпей для автодорог и железнодорожных путей. Пока что отечественный опыт вовлечения золошлаков в такие проекты носит ситуативный, нежели системный характер.

Саньков рассказал, что в январе между Росавтодором и СГК подписан меморандум о взаимодействии по внедрению ЗШО в практику дорожного строительства, после этого Федеральным дорожным агентством была разработана дорожная карта. «Мы плотно работаем с проектировщиками, скоро должны появиться первые проекты», — говорит эксперт СГК.

В СГК полагают, что в России необходимо популяризировать золошлаки, как экологически безопасный продукт. Важно, чтобы производителей золошлаков и других вторичных ресурсов привлекали на этапах ТЭО и пред-ТЭО при планировании строительных проектов с региональным финансированием.

В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» внедряется Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения в дорожной отрасли. Включение ЗШО в состав Реестра может стать дополнительным стимулом для активизации интереса дорожно-строительной отрасли к золошлакам угольных ТЭС как к вторичному материальному ресурсу, отмечают в АРВИС.

Директор центра компетенций Сибирского автодорожного университета Александр Лунев констатирует, что использование ЗШМ в дорожном строительстве несет выгоды многомиллионной экономии.

«Мы начали разрабатывать технологии и пути использования особо гидратированных золошлаков от сжигания бурых углей в конструкции дорожной одежды, чтобы решить проблему сложности их использования из-за высокой влажности, эти работы СибАДИ проводит совместно с СГК», — говорит Лунев.

Говоря об экономическом эффекте, Лунев привел в пример 50-километровый участок Северного обхода Омска. Экономический эффект использования ЗШО на этом объекте оценивается в сумму около полутора миллиардов рублей только за счет земполотна, при оценке потенциала использования ЗШО на новокузнецкой дороге «Шарап-восточный» экономия может составить до 10% от общей стоимости объекта, около 100 млн руб.


Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте

Pro
Сгенерированная реальность: каким будет 2025 год для PR-специалистов
Pro
Почему ЦБ сохранил ставку и удастся ли теперь избежать разгона инфляции
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
«Уделите 80% своего внимания персоналу». Уроки лидерства с нуля
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ