Интервью: о зачистке Новосибирска от рекламы и судах мэрии с бизнесом
— Мэрия Новосибирска рассматривает вопрос о введении моратория на снос и демонтаж рекламных конструкций. Зачем нужна эта мера?
— В рамках подготовки к Молодежному чемпионату мира местные власти в спешке и с азартом начали демонтировать уличные рекламные конструкции. Потом чемпионат отменили, а азарт остался. Под снос попадают даже те конструкции, сити-форматы и пиллары, к размещению которых нет претензий и убедительных оснований для демонтажа.
Алгоритм прост: чиновники сначала исключают место из территориальной схемы размещения, а потом нас просят эти договоры, заключавшиеся на 10 лет, расторгнуть. Операторы далеко не всегда с этим согласны. С несогласными муниципалитет пытается аннулировать разрешения через суды.
Изначально позицию предпринимателей поддержали в «Опоре России» и направили городским и областным властям письмо с предложением о моратории.
— Насколько такая мера поможет отрасли?
— На мой взгляд, введение моратория позволит бюджету Новосибирска сэкономить около 10 миллионов рублей, которые были выделены на демонтаж конструкций. Даже такой сумме можно найти более полезное применения, чем направлять эти деньги на снос.
Если число рекламных конструкций резко упадет, на рынке будет дефицит, который спровоцирует рост цен на размещение. Мораторий может помочь местному бизнесу продвигать свои товары за приемлемую плату, зачастую с внушительным дисконтом от операторов.
— Часто обсуждается вопрос борьбы с «незаконными» конструкциями. Как они появились?
— Насколько мне известно, в Новосибирске никогда не устанавливались рекламные конструкции без договора. Есть ряд конструкций, по которым истекли сроки действия договоров, именно их объявили «вне закона» и решили демонтировать. А могли бы выставить на торги и увеличить денежные поступления в городскую казну.
— По оценкам, пик кризиса в рекламном бизнесе придется на май—июнь. Насколько сильно просядет рынок наружной рекламы?
— В 2022 году аналитики прогнозируют падение на 40—60% по отношению к 2021 году. «Дизайнмастер», как крупнейший региональный оператор, в основном ориентируется на локальных рекламодателей. Тем не менее, отток в большей степени федеральных и части региональных клиентов скажется на всем рекламном рынке. В апреле у нас уже минус 20% по сравнению с мартом по объемам размещения.
— Обсуждались ли меры поддержки рекламной отрасли?
— В Новосибирске меры поддержки рекламным операторам озвучивались на совещании в департаменте строительства и архитектуры. Предложение, которое озвучил руководитель департамента, стимулирование по привлечению дополнительных бюджетов застройщиков, это действенная мера. Предложения, которые подготовил комитет по рекламе, больше похожи на отписку, чем на помощь: снизить обязательства операторов по социальной рекламе, мораторий на неустойку, но не более месяца. Снижение требований по благоустройству территории в месте установки конструкции.
Если говорить о России, есть антикризисный опыт других городов, когда при падении выручки в отрасли более чем на 30% в пандемию обнулялись начисленные арендные платежи до восстановления объемов выручки. Если падение было меньшим, то действовала отсрочка по аренде. Также муниципалитеты выделяли бюджетные средства на размещение социальной рекламы.
— Сможет ли мораторий на демонтаж снять напряженность в «рекламном» поле Новосибирска, или он лишь «заморозит» конфликты, которые существуют между бизнесом и властью?
— Мораторий — временная история. Ключевой вопрос в том, что порядок и принципы формирования территориальной схемы размещения «наружки» в городе должны быть четкими и понятными всем сторонам, этот документ — основополагающий для рынка.
Сейчас как: есть утвержденная схема размещения рекламы, есть заключенные на длительный период, 10 лет, договоры. Потом внезапно мэрия по каким-то своим резонам пересматривает схему, исключает рекламные места и предлагает расторгнуть договоры. Какое место попадет под удар, когда и почему — неясно, в итоге рекламорастпространители как на вулкане, — какие тут инвестиции?
Кроме того, в правилах размещения наружной рекламы, принятых в 2006 году, неясно прописан порядок установки цифровых экранов, которые в последнее время стали широко применяться, что тоже порождает проблемы.
— Были ли кейсы по обмену мнениями с чиновниками, депутатами?
— Для обсуждения предложений участников рынка председатель новосибирского отделения «Опоры России» Игорь Салов организовал круглый стол, где предприниматели, чиновники мэрии и депутаты смогли бы обсудить эти вопросы. По каким-то причинам начальник управления художественного облика Новосибирска Олег Хорошунов, который отвечает за рекламу в городе, не пришел. В итоге муниципалитет на этом мероприятии был представлен только юристами. Диалога не случилось.
— Как вы считаете, что нужно, чтобы правила по размещению рекламных конструкций были максимально прозрачными и отвечающими современным стандартам градостроительства?
— Нужно разработать и утвердить регламент формирования территориальной схемы размещения наружки. Также важна разработка такого документа, как концепция размещения рекламных конструкций. Она описывает их типы, виды и количество в привязке к особым архитектурным зонам, сложившейся застройке, функции зданий и сооружений. Это публичный документ, позволяющий бизнесу просчитать инвестиционную привлекательность на 5-10 лет вперед.
Важно, чтобы при разработке нормативных документов привлекали экспертов отрасли и просчитывали, как то или иное решение отзовется на бизнесе, отчислениях в бюджет, облике города.
— Можно ли перенять удачный опыт других городов?
— В Екатеринбурге перед формированием территориальной схемы местные власти разработали концепцию размещения средств наружной рекламы. В этом документе проработаны все возможные виды рекламных конструкций от суперсайта до форматов уличной мебели. После этого они определили городские зоны, где эти виды можно размещать и в каком количестве. Новосибирск стремится сократить количество наружной рекламы, но мы не знаем, по какому принципу это делается.
Также в Омске, Москве, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге уже давно в правила и схему внесены изменения, позволяющие операторам заявительным характером менять вид конструкции со статики на видео без дополнительных торгов, путем подписания допсоглашения с комитетом рекламы. При этом предусмотрен и повышающий коэффициент на арендные платежи, позволяющий увеличить поступления в бюджет. Увеличение количества экранов позволяет операторам сокращать число устаревших статичных конструкций.
Мы работаем в 14 городах от Санкт-Петербурга до Владивостока. Везде есть свои нюансы работы. Но во всех городах, кроме Новосибирска, существует негласное правило, что после проведения торгов и выдачи разрешения предприниматель может спокойно работать весь срок. За исключением случаев, когда мэрия изымает участок для муниципальных нужд, например, для строительства какого-либо объекта.
— Как часто в Новосибирске власти прерывают действующие договоры в одностороннем порядке?
— Раньше мы практически не сталкивались с таким. Сейчас у нас и наших партнеров в суде находится 70 мест, по которым мэрия требует аннулировать разрешения. Мы связываем это со сменой руководителя комитета по рекламе.
Недавно мы узнали, что наши конструкции сити-формата на Красном проспекте, оказывается, мешают передвижению самокатов и велосипедов, а также уборке снега. Странно, но в Москве на Тверской и в Санкт-Петербурге на Невском проспекте сити-форматы почему-то никому не мешают.
— Судебными разбирательствами едва не закончился демонтаж рекламной конструкции на площади Калинина, где будет стела «Новосибирск — город трудовой доблести». Из-за чего произошел конфликт?
— У муниципалитета де-юре есть право расторгнуть договор по причине изъятия земельного участка под муниципальные нужды. Неясно, для чего надо было подавать исковые, — судебные процессы могут длиться годами. В итоге они пошли, на мой взгляд, очень сложным путем: исключили эти места из схемы, подали в суд на аннулирование. Еще по одному месту обвинили нас в нарушении условий договора.
Только после вмешательства в эту ситуацию вице-мэра Анны Терешковой компромисса удалось достичь. Договорились, что мэрия отзывает иски и направляет уведомление об одностороннем расторжении договоров. «Дизайнмастер» выражает согласие с расторжением договоров и демонтирует конструкции до 15 апреля.
Самое неприятное, что мы получили большую порцию негатива в свой адрес. В частности, от Олега Хорошунова звучали обвинения, что мы своими действиями чуть ли не сорвали установку стелы и якобы неуважительно относимся к памяти, истории и символам нашего города. В настоящий момент мы готовим иск в суд за распространение чиновником сообщений, порочащих честь и деловую репутацию компании, с целью привлечение лично господина Хорошунова к ответственности.
Мы в течение многих лет ведем спецпроект, посвященный Великой Отечественной Войне, когда снимаем всю коммерческую рекламу на экранах на сутки, и показываем фотографии ветеранов войны, их биографии, а с этого года мы добавим в видеоряд еще и фотографии ветеранов труда.
— Когда много рекламы, страдает облик города, мало рекламы — мало денег в бюджете. Где здесь золотая середина?
— Кого-то может не волновать, когда на одном метре десять билбордов, а другой будет не рад двум конструкциям в радиусе километра. Чтобы исключить субъективный подход, и нужны четкие, прозрачные и понятные всем правила.
В Новосибирске с 2015 года существенно снизилось число рекламы. Только мы демонтировали около 600 конструкций крупных форматов и билбордов 3х6 м. С учетом малых форматов мы убрали почти 1200 штук.
Согласен, что в некоторых местах стоит чистить город и далее, например, убрать часть конструкций на дамбе Димитровского моста, на Большевистской, на гостевых маршрутах. Будущее наружной рекламы за digital-форматами. Благодаря цифровым экранам общее число рекламных мест сократится органическим образом без ущерба для рынка наружной рекламы.
РБК Новосибирск направил запрос в мэрию Новосибирска о причинах исключения мест установки конструкций из схемы, числе таких конструкций и судебных исков. На момент публикации ответы на запросы предоставлены не были.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте