Новосибирск, 12 сен 2017, 04:14

Почему приставы взыскивают только один долг из четырех

Одна из основных задач службы судебных приставов – принудительное взыскание денег с должника. По данным УФССП по Новосибирской области, фактическим исполнением оканчивается лишь каждое четвертое исполнительное производство
Читать в полной версии

При этом растет общее количество исполнительных производств, переданных приставам и взыскиваемые суммы – по итогам первого полугодия новосибирские судебные приставы-исполнители взыскали 5,6 млрд руб. задолженности, что на 42 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. «Мы нацелены на фактическое исполнение и стараемся большинство дел закончить фактическим взысканием», — рассказала РБК Новосибирск начальник отдела правового обеспечения УФССП по Новосибирской области Евгения Димитрова.

РБК Новосибирск пытался найти ответ на вопрос, почему три четверти переданных приставам исполнительных листов не приносят денег предъявителям.

Ни должника, ни имущества

Не всегда работа судебных приставов отличается скоростью и результативностью. Пока приставы согласовывают действия с руководством, должник может благополучно скрыться. Приставы, несколько раз безрезультатно посетив должника, делают вывод, что место его нахождения установить невозможно и исполнительный лист возвращаются взыскателю.

Вывод о невозможности установить местонахождение пристав делает на основе проверки места жительства должника и места нахождения его имущества, а также информации, полученной от учетно-регистрирующих органов. Законом установлен протяженный срок в 2 месяца, но этот срок не является строго регламентированным. Взыскание долга может закончиться безрезультатно и в случае, если судебный пристав решит, что у должника нет имущества, которое можно арестовать.

Руководитель юридической компании «Стратегия права» Кирилл Нагорный отметил, что вследствие отсутствия строгого регламента пристав по своему усмотрению может решить, что им проведены все необходимые меры, после чего составить акт и окончить производство. Димитрова пояснила, что судебный пристав может закрыть исполнительное производство только на основании решения своего начальника.

В России большое количество людей, не проживающих по месту прописки, также велика доля «серой» занятости. Оба случая делают взыскание задолженности затруднительным. В случае с юридическими лицами их оберегает закон об ООО – в России общество может годами работать, не имея средств на счету и имущества, проводя оперативную деятельность через другие юрлица. В этом случае также взыскать что-то проблематично.

Причины неэффективной работы

Низкая производительность судебных приставов обусловлена несколькими причинами. Во-первых, нехватка кадров. Новосибирские отделения ФССП укомплектованы лишь на треть. И нагрузка, рассчитанная на 15-20 человек, ложится на меньшее число сотрудников.

Во-вторых, высокая нагрузка. «Судебные приставы постоянно увольняются. Оставшиеся не успевают работать в установленное рабочее время: приходится и после работы оставаться, и по выходным», — отметила Димитрова. Еще один момент – невысокая зарплата. «Я думаю, что деньги — это немаловажный момент, и все люди хотят зарабатывать больше. Я думаю, что повышение зарплаты повлияло бы на работу приставов. Даже если нагрузка будет большой, но при этом работа будет интересной и зарпата большой — по крайней мере, человек не уйдет на работу с аналогичным уровнем дохода», — отметила спикер.

Зачастую в связи со сложностями работы в приставы попадают люди без профильного образования и умений. «У меня есть знакомая женщина-пристав, которая раньше работала продавцом пива. На службу она пошла потому, что там больше платят. Сейчас она учится на ускоренных заочных юридических курсах, а когда устраивалась в ФССП, знала о профессии столько же, сколько я знаю о ядерной физике. При этом ее взяли. Она мне говорила: «Да, там всех берут», — отметил Нагорный.

Существует закон о наличии у судебного пристава-исполнителя высшего юридического или экономического образования. Однако действие закона, обязывающего иметь судебному приставу высшее образование, приостановлено до 1 января 2018 года.

«Сейчас приставом может быть любой гражданин РФ, достигший 21 года, обладающий средним образованием и не имеющий судимостей. Вскоре мораторий на действие закона перестает действовать, поэтому мы устраиваем на работу людей, имеющих нужное образование, чтобы потом не пришлось никого увольнять. На данный момент почти все, кто хочет работать, имеют или получают высшее образование», — указала Димитрова.

У приставов достаточно ограниченный инструментарий по взысканию долгов и в случае, если должник намеренно уклоняется от выполнения обязательств, он может это сделать. В последний год возможности службы приставов расширены – ограничение выезда за границу и права управления автомобилем для физических лиц помогают ФССП, в службе во многом связывают положительную динамику по суммам именно с расширением полномочий.

Пишите письма

Чтобы увеличить эффективность взыскания долгов, взыскателю самому стоит более плотно работать с приставами.

«Работа с приставами может быть более продуктивной в случае постоянного сотрудничества с приставами, получения взыскателем самостоятельно информации и сведений о должнике и предоставления ее приставам», — отметила старший юрист компании «Сибирская юридическая компания» Юлия Пискунова.

Всю переписку с представителями службы надо вести письменно - требования судебному приставу о проведении необходимых действий надо подавать под отметку в канцелярию ФССП. Действия пристава контролирует его непосредственный начальник. Далее — региональное управление ФССП и прокуратура. Бездействие приставов может быть обжаловано жалобой старшему приставу с приложением документов.

Всего в 2016 году на исполнении в ФССП России находилось 79 млн исполнительных производств, при этом 58,5% составили акты несудебных органов и должностных лиц. Фактическим исполнением окончено 31,1 млн исполнительных производств (39%), что на 5,5 млн превысило показатель 2015 года.

Pro
HR-тренды 2025 года — в 10 карточках
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ