«Дело 1500 квартир»: адвокат пожаловался на сделки с фирмой-однодневкой
В жалобе адвокат Михаил Багмет отмечает, что в 2004 году сотрудники Управления Генпрокуратуры РФ по СФО получили в собственность от мэрии Новосибирска 11 квартир.
Жилье было оплачено ГУ «Хозяйственное управление Администрации Новосибирской области» в сумме 14,5 млн руб. Багмет заявляет, что факт оплаты квартир из бюджета региона вступает в противоречие с ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре РФ» в редакции до 2005 года: «прокуроры...обеспечиваются жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемыми на эти цели органам Прокуратуры РФ».
Кроме этого, автор жалобы сообщает, что деньги поступили на расчетный счет ГУ «Хозяйственное управление Администрации Новосибирской области» от ООО «Компания «Солярис» в качестве благотворительного взноса. По словам Багмета, поступление такого платежа на счет облправительства является нарушением финансовой дисциплины: благотворительные взносы поступают в казначейство и распределяются на социально значимые проекты. Хозуправление при получении такой суммы должно было отправить ее обратно благотворителю.
Кроме этого, Багмет отмечает, что «Компания «Солярис» имеет все признаки фирмы-однодневки, что подтверждает решение судебных органов. Платежный документ о перечислении денег Администрацией есть в распоряжении редакции. Доказательством того, что это те же самые деньги, является, по мнению адвоката, факт совпадения суммы и небольшой временной промежуток между поступлением взноса и его перечислением в мэрию.
Адвокат направил соответствующие обращения в Управление Генпрокуратуры по СФО. В ответе замначальника управления Галина Череватенко ссылается на нормы того же закона «О прокуратуре Российской Федерации», который действовал до начала 2005 года. Согласно пояснениям Черватенко, обязанность обеспечивать квартирами нуждающихся работников прокуратуры была возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. «В соответствии с ч.2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняли право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по такому основанию», — указывает Череватенко.
Багмет считает, что в своем ответе представитель Генпрокуратуры по СФО подменяет понятия предоставления жилья в собственность, которое имело место быть, предоставлением квартир по социальному найму. В последнем случае жилье находится в собственности мэрии, и при приватизации через определенное время работники прокуратуры получают квартиры от муниципалитета, а не от ведомства.
Руководитель следственного управления Следственного комитета РФ по Новосибирской области Андрей Лелеко в ответе адвокату сообщил, что по его сообщению было принято решение о выделении материалов в отдельное производство по ст. 159 (мошенничество). По словам Багмета, в ходе личного приема старший прокурор приемной генпрокуратуры РФ Александр Ходыревский сообщил, что служебная проверка по данному факту будет производиться в Москве, а не в Новосибирске.
Связь с делом Стыниной
По мнению адвоката, действия по передаче квартир сотрудникам прокуратуры имеет отношение к делу, известному в СМИ как «дело 1500 квартир».
«Есть факт: чиновники и рядовые граждане приобретали квартиры по одной и той же цене. Но в ситуации с гражданами есть возбуждение уголовного дела, а с чиновниками нет. Если у должностных лиц нет преступления, то в случаях с рядовыми гражданами их тоже не должно быть. Это является одним из аргументов защитной позиции, а также на этом строятся обращения в соответствующие инстанции», — комментирует адвокат.
В обращении к Чайке Багмет просит Генпрокурора взять дело Стыниной на личный контроль и внести ходатайство в Верховный Суд РФ об изменении территориальной подсудности рассмотрения уголовного дела, «ввиду наличия обстоятельств, не гарантирующих формирование суда, отвечающего критериям независимости и беспристрастности в Новосибирской области». Ранее Багмет рассказывал РБК Новосибирск, что среди покупателей квартир фигурируют многие бывшие и действующие представители различных ветвей власти в Новосибирске и Новосибирской области, контрольно-надзорных органов и их родственники. В том числе и сотрудники Генпрокуратуры.
РБК Новосибирск отправил запрос на комментарий в генпрокуратуру СФО и правительство Новосибирской области.
Читать по теме: Подножка для системы: защита в «деле 1500 квартир» раскрывает карты
Разбирательство по делу «1500 квартир» связано с масштабной продажей жилья в мэрии Новосибирска якобы подставным лицам по якобы заниженной на 30-50% цене, а затем их перепродажей по рыночной стоимости. В связи с разбирательством в апреле прошлого года была арестована экс-начальник управления мэрии по жилищным вопросам Светлана Стынина. Согласно версии следствия, получив от застройщиков квартиры, чиновники не вносили их в Росреестр, а передавали по договорам уступки прав подставным лицам в подконтрольном агентстве недвижимости. Уже после этого квартиры продавали по рыночной цене. Разницу делили между собой. В отношении Стыниной возбудили дело о мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК). Сейчас она находится под подпиской о невыезде. Как рассказал РБК Новосибирск адвокат Михаил Багмет, следствие продлило сроки расследования и взяло паузу почти на три месяца для составления обвинительного приговора. Багмет отмечал, что в поле зрения уголовного преследования попали исключительно те случае, когда квартиры реализовались по якобы заниженным ценам обычным гражданам, «не облеченным властью и не приближенным к ней».