Реконструкция площади Лыщинского: плюсы и минусы предлагаемого проекта
Вариантов изменения дорожной развязки рядом с будущим ЛДС было несколько. На презентации выбранного проекта начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Новосибирской мэрии Роман Дронов сказал, что по результатам анализа транспортных потоков был выбрана плоскостная развязка для транспорта. Для пешеходов будет построены надземные мосты.
Виктор Шайдула, начальник ГКУ Новосибирской области «Центр организации дорожного движения», согласен, что организация надземных переходов сделает площадь более безопасной для пешеходов. Но, по его мнению, предлагаемый проект — это полумера, которая не решит проблему: «Сегодня транспортные потоки на развязке сдерживают не пешеходы, а сам транспорт. Красный сигнал светофора все равно будет присутствовать, а значит, почему бы не мог присутствовать и зеленый свет для пешеходов? Основным решением проблемы стало бы сооружение разноуровневой развязки для транспорта. Но это требует таких денежных вливаний, которых, насколько я понимаю, ни у города, ни у области на сегодняшний день нет».
Шайдула уверен, что на площади Лыщинского не преполагается таких больших потоков людей, которые надо загонять в надземные переходы. «Люди спасибо не скажут. — уверен он. — Да, потоки будут, когда появится ледовый дворец. При этом основная масса будет ехать не до станции метро «Студенческая», а до «Спортивной». Так что предлагаемое решение не решит проблему, а обезобразит развязку в этом месте. Какими красивыми не делай эти переходы, их еще надо содержать. Решит проблему только многоуровневая развязка, все остальное только отодвинет кардинальное решение и будет выглядеть нагромождением».
По данным ТУАД НСО, стоимость строительства 1 погонного метра пешеходного моста на дорогах регионального значения — около 600 тыс. руб. В городских условиях к этой сумме прибавятся затраты на вынос и согласование с собственниками коммуникаций под «пятном застройки», которые законом практически не регулируются.
Содержание в год пешеходного моста в городе Оби обходится в 1,2 млн рублей. Длина моста вместе со сходами — 190 метров: 55 метров пролет и две лестницы по 20 метров. Стоимость содержания аналогичного сооружения на остановке «Экспоцентр» — 656 тыс руб в год или 54,6 тыс руб в месяц. Этот мост не имеет лифтов для маломобильных граждан и случайного пешеходного трафика, поэтому может считаться наиболее экономичным в содержании.
Лифты для маломобильных граждан также недешевы в содержании (оборудование одного стоит более 40 млн руб.). По наблюдениям корреспондента РБК Новосибирск, лифты на мосту около Автовокзала регулярно находятся в нерабочем состоянии: у системы есть ограничения на работу в морозы, плюс обслуживание сопряжено с бюджетными сложностями.
Трафик и левые повороты
С точки зрения экспертов дорожной отрасли в данном проекте есть важное упущение — учитывается автомобильный трафик только одного элемента без связи с остальными. Олег Сидоренко, директор «ИТС-Сибирь», компании, которая занимается разработкой интеллектуальных транспортных систем, обращает внимание, что, попытавшись убрать «бутылочное горлышко» с одной стороны Октябрьского моста, город в итоге получит усиление заторов на правом берегу:
— Данное решение нельзя назвать стратегическим. Оно даже не тактическое. Оно оперативное и направлено на решение одной проблемы в конкретном месте без увязки с прилегающей инфраструктурой. Весь проток упрется в светофоры на съездах на улицы Восход и Зыряновскую, а также в светофор на Большевистской на выезде в сторону центра. Если планируется, чтобы мост поехал и прилегающие к нему улицы тоже, то проблему нужно решать совместно с правым берегом. В предлагаемом проекте надземные пешеходные мосты ни проблему трафика, ни вопрос безопасности пешеходов не решат. Если не будет барьерного разделения, как на той же Большевистской, пешеходы как ходили через Блюхера и Немировича-Данченко, так и будут ходить. Да, правильно разнести пешеходные и транспортные потоки в разных уровнях, но решение не должно быть половинчатым.
По мнению архитектора Игоря Поповского, реновация площади и прилегающих улиц в Новосибирске могла пойти по пути Волгограда, где использовали строительство дорог к чемпионату, чтобы качественно изменить транспортную схему города. Поповский предлагал произвести «прокол» под дамбой Октябрьского моста и построить части рокадной магистрали от ЛДС до железнодорожного моста, включая часть улицы Стартовой. «Это позволило бы использовать пока часть магистрали под парковку и все-таки начать строительство магистрали, которая бы соединила четыре моста и стала разгружающим транспортным обходом центра левобережья», — отмечал эксперт.
Оценивая презентованный ГУБО проект, Игорь Поповский сделал акцент на том, что нужно учитывать изменение трафика кольца. Так сейчас транспортная нагрузка со стороны улицы Стартовой некритична, но после строительства ЛДС возможна перегрузка.
— Отказаться от светофоров вряд ли получится, — подчеркивает эксперт. — Там по фазе прерывания потоков все равно можно переходы организовать в одном уровне. Правда, в некоторых местах с двумя этапами: сначала до середины и далее. Мне кажется, что эстетика здесь вопрос второй. Мосты можно сделать очень красивыми, например, разместив в них рестораны и магазины. Жаль, что они преграждают замечательные перспективы правого берега сразу для трех улиц, но с другой стороны, с мосты становятся замечательной смотровой площадкой для города. И если мосты сделать именно как туристическую площадку осмотра правобережья в виде уникального архитектурного объекта, то это может стать, наоборот, достопримечательностью. И самое главное — это проблема с маломобильными группами населения. Этого не простят ни горожане, ни иностранные болельщики, которые приедут на чемпионат.
Депутат горсовета Новосибирска Наталья Пинус сообщала корреспонденту РБК Новосибирск, что выступит с инициативой рассмотреть вопрос реконструкции площади Лыщинского на общественном экспертном совете по архитектуре и градостроительству при мэре Новосибирска.