Налоги, 13 апр 2018, 01:32

Какие последствия «налоговых маневров» грозят новосибирскому бизнесу

За последние недели бизнес тревожили сообщения о рассматриваемых правительством инициативах по росту налогов. РБК Новосибирск изучал перспективы налоговых маневров для предпринимателей
Читать в полной версии
Фото: pixabay.com

Для выполнения задач, поставленных Владимиром Путиным в послании Федеральному Собранию, российской экономике, по данным счетной палаты, необходимо 8 трлн руб. В поиске дополнительных средств обойтись без повышения налогов вряд ли удастся.

Инициатив, которые подходят под определение налоговых или околоналоговых маневров, достаточно. В первую очередь, обсуждается введение прогрессивной шкалы по НДФЛ с ростом до 15% при высоких доходах. Во-вторых, есть планы по поводу НДС — его предполагают по части товаров и услуг увеличить путем отмены действующих льгот (с 10 до 18%). Еще вариант — повысить базовую ставку до 22% взамен на понижение страховых взносов на зарплату. В-третьих, обсуждается введение налога с продаж.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов в начале апреля сообщал РБК, что окончательных решений по налоговой реформе еще нет. Другой источник РБК в финансово-экономическом блоке правительства рассказал, что обсуждение мер по «донастройке» налоговой системы продолжается в режиме совещаний у президента: ведомства представляют свои предложения и расчеты, рассказал собеседник РБК, окончательное решение будет приниматься в Кремле.

Кроме этого, в рамках обновленной налоговой системы Минфин рассматривает и другие новации. В Налоговый кодекс РФ предлагается внести все платежи, которые носят квазиналоговый характер. Замминистра финансов Илья Трунов причисляет к таким курортный, экологический, утилизационный сборы, сборы по «Платону» и ряд других. Сейчас неналоговые платежи администрируются различными ведомствами. Передача платежей в ведомство ФНС повлечет ужесточение контроля и ответственности: 20% штрафы за неуплату, блокировки счетов, ужесточение проверок.

«Поскольку налоговая значительно эффективнее прочих ведомств администрирует платежи, то суммы взысканий вырастут, — предполагает управляющий партнер «Туров и Побойкина-Сибирь» Наталья Побойкина. — Кроме того, теперь сборы подпадают под действие статьи 199 УК РФ об уклонении от уплаты налогов, то есть за их неуплату можно получить наказание в виде лишения свободы».

Внимание к прошлому По словам Олега Шерстобоева, кандидата юридических наук, завкафедрой административного, финансового и корпоративного права НГУЭУ, рост налогового контроля при росте ставок понятен: «Предприниматели пытаются минимизировать свои потери. Налоговая будет задействовать те юридические механизмы и полномочия, которые у нее имеются».

На заседании бизнес-клуба Высшей школы бизнеса НГУЭУ Шерстобоев сказал, что в проверках четко прослеживается тенденция — внимание уделяется не столько к текущему периоду, сколько к предыдущим, в которых исправить что-либо предпринимателю практически невозможно. «Следствие одно, — советует Шерстобоев. — совершая сделку, мы должны заранее предполагать, как на это посмотрят налоговые органы, отслеживать риски. Проверять контрагента, документировать свои действия, с помощью которых мы будем доказывать, что этого контрагента мы проверяли: запрашивали информацию, искали в открытых источниках».

Уйти в сумрак не получится

Кирилл Соппа, партнер юридической компании «Ветров и партнеры», считает ужесточение администрирования налоговой нагрузки сверхэффективным. «Михаила Мишустина, руководителя ФНС, называют чиновником из будущего, — говорит Соппа. — Он поднял налоговый контроль на очень высокий уровень административными способами и программными комплексами. Коррупция на низовом уровне устранена полностью, немногие предприниматели могут так организовываться, как налоговая».

По словам Кирилла Соппы, все три налога, о которых идет речь в проектах налоговых реформ, для бизнеса косвенные. Они имеют «нулевой процент» законной оптимизации, устойчивой в судах. «НДС оптимизировали «рисованными» счет-фактурами, «лекарство» от НДФЛ — конвертная зарплата. В существующих реалиях все эти маневры предпринимателей обречены на провал. Онлайн-кассы, чипирование, удаление из ЕГРЮЛ более миллиона однодневок. В нынешней ситуации у бизнеса уйти в сумрак не получится».

Соппа уверен, что если решение об увеличении налогов будет принято, нагрузка ляжет на население и на бизнес.

«Думаю, что и в этот раз произойдет массовое повышение цен, — уверен спикер, — Крупные компании, у которых хватит ресурсов держать старую цену какое-то время, смогут даже увеличить обороты. Потерпите полгода, и к вам придут клиенты неэффективных конкурентов».

С точки зрения вариантов оптимизации, нагрузка вырастет на неэффективные компании и предпринимателей, которые не ушли далеко от точки безубыточности. «Старые методы — искать дырки в законодательстве. Их мало найти. Надо изучать работу налоговой. Сейчас ФНС хорошо знает все схемы, накопленные бизнесом за два десятка лет. Это видно в разъяснениях, в судебной практике. Теперь задача предпринимателей — заранее предугадать, рассчитать шаги налоговой, найти слабые места вашего бизнеса и в них расставить некие «противоугонные элементы».

Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist