Новосибирск, 13 сен 2019, 16:57

Коллекторов в Новосибирской области оштрафовали почти на 10 млн руб.

Судами к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 9,5 млн руб. привлечено 174 коллектора
Читать в полной версии
Фото: rg.ru

Как сообщили в прокуратуре Новосибирской области, в 2019 году значительно увеличилось количество зарегистрированных сообщений о преступлениях, связанных с незаконными методами взыскания просроченной задолженности.

В текущем году в УФССП по Новосибирской области поступило 1157 обращений граждан указанной тематики. По результатам их рассмотрения составлено 224 протокола об административных правонарушениях связанных с защитой прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. Судами к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 9,5 млн руб. привлечено 174 лица.

В прокуратуру поступило 122 обращения граждан по вопросам нарушения такими организациями требований законодательства. В ходе совместных проверок прокуратуры области и УФССП по Новосибирской области в деятельности трех организаций выявлены многочисленные нарушения закона.

«С целью устранения этих нарушений руководителям организаций внесены три представления, которые рассмотрены и удовлетворены, 41 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, пять из них уволены», — сообщили в прокуратуре.

В истекшем периоде 2019 года в органы внутренних дел уже поступило 251 сообщение, что на 30 сообщений больше, чем за аналогичный период прошлого года. По результатам их рассмотрения вынесено 193 постановления об отказе в возбуждении уголовных дел.

«Установлено, что органами дознания допускаются многочисленные нарушения уголовно-процессуального закона, поэтому прокуратура внесла руководителю ГУ МВД России по Новосибирской области представление», — говорится в сообщении ведомства.

Президент СРО «Национальная ассоциация коллекторских агентств» (НАПКА) Эльман Мехтиев считает, что рост числа жалоб связан с повышением информированности новосибирцев и оценивает этот фактор как позитивный. НАПКА в ходе консультаций заемщиков также рассматривает около шести тысяч обращений в год.

«Порядка четверти всех жалоб приходится на категорию «я ничего не должен», то есть коллектор беспокоит третье лицо, не имеющее к долгу никакого отношения», — рассказывает Мехтиев.

Номера передаются коллекторским агентствам кредиторами. Случается, заемщики указывают неверный номер телефона, он меняется. «Часто ситуация напоминает замкнутый круг, поскольку задолженность может быть переуступлена несколько раз. Банк передает номер одному агентству, тот исключает его из обзвона, так как на другом конце провода совсем не должник. Потом банк передает этот долг другому агентству — там ситуация повторяется и опять беспокоят его же», — сообщил президент НАПКА.

По словам Мехтиева, профессиональное сообщество предложило выход из ситуации: предоставить физлицам право регистрировать свое согласие на доступ финансовых организаций к их контактным данным через Единый портал государственных услуг.

«В системе, как правило, указан актуальный номер телефона и электронная почта клиента, по которому возможно сообщить информацию о задолженности, а также связаться с ним для урегулирования вопроса, — отмечает эксперт. — Мы уверены, что при таком подходе количество жалоб в категории «я ничего не должен» снизится в разы».

Еще четверть жалоб поступают в НАПКА на нарушение правил взаимодействия. «Здесь мы сталкиваемся с неким несовершенством закона и отсутствием в нем определений таких понятий, как сообщение и звонок, — комментирует ситуацию Мехтиев. — Что считать звонком — факт набора номера или диалог? Что делать, если из-за модели телефона клиента сообщение было разбито на несколько, и уже отправка следующего приводит к нарушению, хотя это был один смысловой текст?».

Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Одинокие люди работают хуже, выяснили ученые
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
Как заработать на инвестициях в зарубежную недвижимость от 20% и выше
Pro
«Не успеваю тратить»: каково работать в аудиторах «большой четверки»
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Не только ChatGPT: 9 ИИ-инструментов, готовых помочь венчурному инвестору