Новосибирск, 13 сен 2021, 13:38

Новосибирский экспортер пожаловался в генпрокуратуру на ФСТЭК и ФАС

Финансовые потери, нанесенные решениями чиновников экспортных ведомств, в новосибирской компании «НЭОС НВ» оценивают в миллиард рублей
Читать в полной версии
(Фото: «Экран ФЭП»)

Новосибирская компания «НЭОС НВ», официальный дистрибьютор производителя инновационной наукоемкой продукции ЗАО «Экран ФЭП», второй год не может решить спор с чиновниками из Москвы.

Представители «НЭОС НВ» уверены, что чиновники из ФСТЭК России и ФАС России грубо нарушают законодательство «О конкуренции», представляя в итоге необоснованное преимущество при экспорте продукции другой компании. Дело рассматривается в суде апелляционной инстанции, теперь в вопросе будет разбираться прокуратура.

ООО «НЭОС НВ» — эксклюзивный дистрибьютор новосибирского производственного предприятия «Экран ФЭП», компании более чем с четвертьвековой историей. Один из основных видов продукции предприятия — электронно-оптические преобразователи (ЭОП). Новосибирск заслужил репутацию мирового центра производства ЭОП: в городе находятся производства трех из семи мировых производителей продукции.

ЭОП применяют при производстве приборов ночного видения, они успешно экспортируются в Китай, Болгарию, Беларусь и другие страны. В Новосибирске ЭОП производят АО «Катод», АО «Экран-оптические системы» и ЗАО «Экран ФЭП» (эксклюзивный дистрибьютор — ООО «НЭОС НВ»).

«Ситуация, сложившаяся на экспортном рынке ЭОП из-за решений чиновников ФСТЭК, фактически полностью устраняет конкуренцию: при взаимозаменяемости продукции иностранные контрагенты отдают предпочтение одной из компаний, потому что она по сути находится в привилегированном положении — ей, как другим, не требуется длительное время для получения разрешения на экспорт», — комментирует проблему Владислава Бояринова, адвокат новосибирского юридического бюро Sollars. По словам адвоката, Федеральная антимонопольная служба, которая де-юре должна защищать конкуренцию, по факту без оснований отказывает в возбуждении дела о нарушении ФСТЭК антимонопольного законодательства.

Вопросы по экспортному контролю

Электронно-оптические преобразователи относятся к продукции двойного назначения, такие экспортные операции по закону подлежат экспортному контролю, который контролирует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти — ФСТЭК России. Ведомство может запретить поставку продукции к определенному потребителю, если сочтет, что эта поставка несет риски для безопасности страны.

Владислава Бояринова уверена, что «НЭОС НВ» столкнулось с двойственным подходом ФСТЭК России к выдаче разрешений на экспорт: компания получает отказы в выдаче разрешений на экспорт сложной наукоемкой продукции, поставки которой сопряжены с рисками, а конкуренты получают разрешения на экспорт эквивалентной продукции тем же контрагентам в те же самые периоды времени.

В качестве примера адвокат приводит историю, когда в конце декабря прошлого года «НЭОС НВ» получило повторный отказ в выдаче разрешения КЭК России на экспорт товара в адрес American Technologies Network Corp. (США), в то время как АО «Экран-оптические системы» получило положительное заключение и разрешение на экспорт. На конец года, по сведениям из информационных систем, АО «Экран-оптические системы», отгрузило в адрес американской компании 575 единиц ЭОП.

«Эта ситуация не является единственной, — подчеркивает Бояринова. — Согласно официальному ответу ФСТЭК России поставки любых электронно-оптических преобразователей поколения 2+ и 3, производимых отечественными организациями, требуют углубленной оценки надежности их иностранных получателей и, начиная с 2016 года, взяты на особый контроль. На основании этого «НЭОС НВ» обязали получать разрешение на экспорт любому контрагенту, а вот «Экран-оптические системы» такое уведомление, по нашим сведениям, не направляли».

По ее словам, такая дискриминационная система дает одной из компаний преимущество по срокам заключения контрактов и поставки продукции и фактически полностью устраняет конкуренцию: иностранные контрагенты отдают предпочтение тем российским экспортерам, которым не требуется много времени для получения разрешения на экспорт.

«Потери предприятия за оспариваемый период оцениваются более чем в миллиард рублей недополученной валютной выручки», — отмечает директор ООО «НЭОС НВ» Наталья Ананьева.

Претензии к антимонопольщикам

В апреле «НЭОС НВ» обратилась за защитой прав в ФАС России. Ведомство отложило срок рассмотрения заявления на два месяца ради сбора доказательств, в июне ведомство отложило свое решение, связав его с вступлением в силу решения суда между новосибирской компанией и ФСТЭК России. После отказного решения суда первой инстанции ФАС решила, что этого факта достаточно, чтобы в принципе не рассматривать вопрос о наличии нарушений в своем поле. К тому же ФАС сочла, что субъектом возможного нарушения законодательства в данной ситуации будет не ФСТЭК России, а Комиссия по экспортному контролю (далее — КЭК России).

«Суд отказал нам по формальным основаниям — пропуску даты оспаривания нормативного акта, и по существу вопрос не разбирал, — отмечает Бояринова. — Заявление, поданное в ФАС России, имеет отношение к более широкому кругу обстоятельств — неоднократному ограничению конкуренции со стороны ФСТЭК России и неоднократному оказанию предпочтения определенной компании, которые связаны не только с выдачей одного конкретного разрешения. При этом ФАС отказала нам в возбуждении дела, не дожидаясь вступления решения суда в законную силу, при этом наше дело сейчас слушается в суде апелляционной инстанции».

Также представители «НЭОС НВ» ставят вопрос о последствиях заключений суда. Так, Арбитражный суд Москвы посчитал, что отказное решение КЭК на экспорт ЭОП соответствует требованиям закона в области экспортного контроля по причине высокого риска использования продукции в незаявленных целях и ее несанкционированного экспорта. «Выходит, что либо установление этого факта будет основанием для отзыва разрешения на экспорт ЭОП, выданного АО «Экран-оптические системы», или такая ситуация станет нарушением экспортного законодательства и законодательства о защите конкуренции, ведь если есть действительные основания для запрета на вывоз продукции, то необходимо запрещать ее поставки всем экспортерам», — уверены в компании.

Руководитель комитета по международной кооперации и экспорту «Опоры России», эксперт Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов Ольга Корпачева отметила, что в практике не было подобных споров. «Организации нужно продолжать защищать свои интересы в правовом поле, — говорит эксперт. — Возможно, через структуры Российского экспортного центра».

На неоднократные запросы в ФСТЭК России, ФАС России, другим производителям ЭОП ответов редакция так и не получила.
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Мрачная перспектива: что ждет Европу из-за нового китайского шока
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни