Новосибирск, 13 ноя 2019, 22:19

Минстрой назвал сумму помощи федбюджета на долгострои Новосибирска

Согласно проекта постановления на сайте электронной демократии, за ближайшие четыре года региональный фонд защиты дольщиков получит 3,1 млрд руб. Много это или мало, — в материале РБК Новосибирск
Читать в полной версии
(Фото: nso.ru)

Проект постановления разработан региональным Минстроем и содержит планируемые параметры финансирования создаваемой в Новосибирской области публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства». Вопрос суммы помощи из Москвы был одним из ключевых для сотен дольщиков — сколько средств будет выделено для решения проблем с долгостроями, которых в регионе как минимум 64.

Средний дефицит на достройку одного дома — порядка 200 млн руб, общий дефицит средств на долгострои в регионе, по данным министра строительства Ивана Шмидта, составляет не менее 13,5 млрд руб.

Суммы и даты

В проекте постановления указано, что по предварительным расчетам, согласованным с Москвой, объем средств, который планируется получить с учетом имущественного взноса региона составляет в 2019 году — 715,3 млн руб., в 2020 году 1 млрд руб., в 2021 году — 709 млн. руб., в 2022 году — 709 млн руб. Итого за 4 года на долгострои из Фонда направят 3,1 млрд руб. Из этой суммы взнос Новосибирской области составит в среднем около 28%.

Если исходить из 200 млн руб. на один дом, в среднем этой суммы хватит на 15 домов. В это время объем недостроев по сайту профильного федерального ресурса ДОМ.РФ в регионе — уже 80 домов. Таким образом даже с учетом параллельного ресурса — ввода долгостроев по МИПам — решить проблему обманутых дольщиков в регионе, по расчетам РБК Новосибирск, удастся не менее, чем за 8-10 лет.

Для сравнения: по данным Минстроя Красноярского края уже только в 2019 году для поддержки обманутых дольщиков выделят 2,48 млрд руб., их направят на 12 приоритетных домов. От этой суммы доля бюджета края составит 25%, федерального — 75%. По данным краевого Минстроя, в регионе 29 проблемных объектов, по данным ДОМ.РФ, таковых 65.

Механизм работы фонда.

Фонд будет осуществлять функции застройщика проблемных объектов в регионе, достройку проведут с привлечением средств федерального и регионального бюджетов. Устав регионального Фонда губернатор Андрей Травников подписал 24 октября.

В октябре стало известно, что область направила в Москву список из 18 объектов на достройку. На просьбу РБК Новосибирск озвучить список, замминистра строительства Алексей Колмаков назвал это преждевременнным: «В правительство РФ направлена заявка на включение региона в список получателей субсидии из федерального бюджета на текущий 2019 год, она на рассмотрении Минстроя России и Фонда. Перечень объектов в заявке носит в настоящее время исключительно предварительный характер, и с большей степенью вероятности будет скорректирован при ее утверждении правительством».

По словам главы федерального Фонда защиты прав дольщиков Олега Говоруна,  создано 27 региональных Фондов, 19 субъектов уже обеспечили необходимые средства из своих бюджетов, заключено 13 соглашений. 1 ноября утвержден перечень приоритетных субъектов, в которых федпрограмма реализовывается в первую очередь. В их число вошла Орловская, Нижегородская, Саратовская, Тамбовская, Оренбургская области и Республика Башкортостан.

В 13 регионах, где соглашение уже подписано, инициировано проведение техобследования домов и оценки стоимости завершения для расчета по актуальной рыночной цене квадратного метра. Далее эти показатели лягут в основу формулы расчета целесообразности достройки объектов или выплаты компенсаций дольщикам. Последний вариант возможен, если экспертиза выявит невозможность достройки или нецелесообразность возобновления строительства. В случае принятия решения в пользу выплат, данная сумма не может быть меньше той, что была оплачена при заключении ДДУ.

3 млрд руб.: Много или мало

По мнению эксперта в области законодательства, члена общественного совета инспекции Госстройнадзора НСО Ларисы Гильмутдиновой, объемы планируемых средств нельзя назвать внушительными, учитывая масштабы «бедствия». При этом существенным прорывом Гильмутдинова считает сам факт создания регионального фонда, который состоялся «благодаря мощной социальной активности самих граждан, чьи права были нарушены, а также оперативно подключившихся к решению этой ситуации влиятельных лиц».

«При наличии возможности областного бюджета, в первую очередь, эти суммы могут быть увеличены, — отмечает она. — С созданием регионального фонда не приостанавливается оказание иных действующих мер поддержки, в том числе за счет средств областного и местного бюджетов по техприсоединению, благоустройству, установке лифтов, реализации МИПов».

Одной из основных проблем эксперт считает контроль расходования выделенных средств по целевому назначению. «Не хотелось бы, чтобы региональный фонд превратился в очередную бессрочную «кормушку» для определенного круга лиц, — замечает Лариса Гильмутдинова. — С учётом подконтрольности и, будем надеяться, прозрачности деятельности регионального фонда эта задача будет решена».

Данные по числу долгостроев разнятся: по данным регионального Минстроя их 64, по данным профильного госпортала ДОМ.РФ, проблемных объектов с сорванными сроками сдачи в регионе насчитывается 80

Депутат Заксобрания, юрист Ассоциации обманутых дольщиков и инвесторов Евгений Смышляев сомневается, что региону вообще удастся получить средства в этом году. «На носу конец ноября, заложено 700 млн руб. федеральных средств, но поступить они не успеют», — говорит он.

По мнению депутата, чтобы снять остроту проблем с дольщиками в регионе необходимо иметь в фонде сумму в 2-2,5 млрд руб. в год. «Указанными темпами мы будем решать проблемы 10 и более лет», — указывает Смышляев.

Риски он видит в том, что перспектива получения федеральных средств может «подвесить» работающие в Новосибирске механизмы МИПов, по которым часть средств вносит инвестор, а часть — дольщики. «Объектам в высокой степени готовности не стоит уповать на фонд и гнаться, как они считают, за более дешевым способом достройки, — отметил депутат. — Это может вылиться в потерю времени, так как нет понимания, когда их объекты будут включены в список».

Важным на первом этапе работы фонда Смышляев называет составление точных смет на достройку. «Проблемные объекты имеют проблемы с наличием техдокументации, часто бывают скрытые «косяки», увеличивающие смету», — пояснил он.

Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Переиграть инфляцию: сколько могут принести вложения в стартапы
Pro
Во сколько бизнесу обходятся плохие коммуникации — результат исследования
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist