Мнения, 14 июн 2019, 06:07

Президент OCSiAl раскрыл стоимость компании

В интервью Юрий Коропачинский, президент компании OCSiAl, рассказал о реальной стоимости компании и объяснил, почему головной офис единственного в России технологического стартапа-«единорога» находится в Люксембурге
Читать в полной версии
(Фото: все фото - OCSiAl)

В материале РБК Новосибирск публикует выдержки из интервью Юрия Коропачинского изданию «Сноб»

О нанотрубках и идеях

Нанотрубки — уникальный аддитив, который при добавлении небольшого их количества может революционно менять свойства материала. OCSiAl занимает 90% мирового рынка нанотрубок. Компанию основали выпускники НГУ Михаил Предтеченский, Юрий Коропачинский, Олег Кириллов и Юрий Зельвенский.

«Первым делом мы сформулировали требования к бизнесу: он должен быть высокотехнологичным, должен оказать существенное влияние на технологический уровень планеты, в разумные сроки сформировать рынок и быть коммерчески успешным. В отличие от большинства других стартапов, мы сначала сформулировали задачу создать масштабируемое производство «одностенок» и снизить на них цену, а только затем начали искать пути ее решения», — рассказывал директор OCSiAl Михаил Предтеченский в интервью РБК Новосибирск.

«Нанотрубки — это как специи в пище, — комментирует Коропачинский. — У нас есть такая шутка, что нанотрубки — это первый анаболик для материала.

Добавляете совсем чуть-чуть, одну сотую процента, и получаете удивительный результат. К примеру, в шинах добавление нанотрубок дает уменьшение веса на треть при сокращении тормозного пути на 45 процентов. Для скутера это вопрос жизни и смерти водителя»

Президент OCSiAl говорит и о перспективе: при добавлении десятков процентов нанотрубок, например, в пластмассу, реально получить уникальный термопласт со свойствами металла. Такой продукт незаменим в авиационной и автопромышленности для сверхлегких и при этом сверхпрочных кузовов.

Владелец A&NN Александр Мамут сообщил ТАСС, что продукция новосибирской инновационной компании OCSiAl будет применена в авиационном проекте по созданию легкого однодвигательного вертолета SH09, развиваемого инвестиционной группой A&NN. Вертолет собирают в Швейцарии. «В том авиационном проекте, что я развиваю много лет, облегчение конструкции является важным фактором обеспечения конкурентоспособности. Поэтому мы делали эту инвестицию для получения доступа к использованию материала», — сказал Мамут. Ранее стало известно, что A&NN приобрела у «Роснано» 0,5% компании OCSiAL за $5 млн.

О маркетинге

«До нас торговали граммами, а мы производим и реализуем материал тоннами, — рассказывал РБК Предтеченский. — Когда мы вышли с нашим продуктом на рынок, то отправили в несколько тысяч компаний бесплатные образцы по одному грамму. И ушло на это всего пару килограмм. Данное действие сразило всех. Мы опустили цену в сто раз, не потеряв в качестве. Это та цена, при которой становится возможно массовое использование нанотрубок в индустрии».

Коропачинский и Предтеченский

О конкурентах и копиистах

Ранее Предтеченский рассказывал, что нанотрубки выпускала японская компания Showa Denko, закрывшая производство в 2012 году, и японская Zeon, производящая около тонны трубок в год.

Коропачинский в интервью сказад, что в OCSiAl в принципе не опасаются воровства идей: «Любая технология будет повторена или украдена. Сегодня OCSiAl опережает своих потенциальных конкурентов на пять-семь лет и уходит от них в отрыв, прежде всего с точки зрения синтеза продукта», — подчеркнул он и поясниил, что за год добиться выпуска 10 тонн нанотрубок технически невозможно ни в одной стране. В Новосибирске производят более 60 т трубок в год, — любому конкуренту нужно 5-7 лет, чтобы добиться подобного».

Как OCSiAl стал «единорогом»

По словам соучредителя OCSiAl, с момента основания компании общие инвестиции в проект составили более $200 млн. Первый внешний инвестор — РОСНАНО в 2012 году вложил в компанию $20 млн. Потом РОСНАНО купило евробонды OCSiAl еще $40 млн.

В начале текущего года компания A&NN Александра Мамута купила у РОСНАНО 0,5% акций OCSiAl за $5 млн. Таким образом, в целом бизнес был оценен в $1 млрд. На момент сделки выручка OCSiAl составила всего $10 млн в год. В июне OCSiAl официально добавлен в список компаний-«единорогов» американской исследовательской компании CBInsights.

«Уже сейчас справедливая стоимость компании находится в районе $3 млрд. -заявил Коропачинский.

О патриотизме

«OCSiAl изначально была и остается люксембургской компанией, и не от отсутствия патриотизма. — сообщил Коропачинский в интервью. — Мы живем в глобальном мире и, чтобы защищать свою интеллектуальную собственность, следует оперировать в английском праве, структурировать свой бизнес в интересах глобальных потребителей и глобальных инвесторов. По той же самой причине, к примеру, «Яндекс» — компания голландская».

Глава OCSiAl отметил, что в России сейчас потребляют лишь около 2% продукции компании, еще треть потребляет Китай, а половину продукции — США и Европа. «Поэтому производство будет размещено там, где есть главные клиенты. Нужны разные локации, большие компании хотят иметь поставки из разных стран. Сейчас мы собираем инвесторов, чтобы запустить первую очередь люксембургской установки к 2022 году».

Про сложность работы в России

«Вот, допустим, у вас есть желание взяться за науку, — рассуждает Михаил Предтеченский, директор OCSiAl. — Что нужно? Идея.

От идеи до готового продукта долгая дорога, которая отсеивает слабых. Но самый опасный участок дороги для изобретения наступает после — это внедрение. Есть много компаний, которые открывали производство и закрывались, не разработав должной стратегии.

В России даже сложнее транслировать идеи в бизнес. Эту ситуацию хорошо обрисовывает анекдот. Спрашивает мальчик у отца президента, каково это — быть главным в стране. Отец отвечает: «Несложно. Это как кататься на велосипеде. Только велосипед горит, и ты горишь, и все вокруг горит».

О миссии

«Материалы с нанотрубками коренным образом изменят существующую технику, — утверждает Предтеченский. — Представьте машину в два раза прочнее и в четыре раза легче современной. Она будет не только быстрее, но и экономичнее — в разы снизится расход топлива».

«Производство термопласта требует гораздо меньше энергии, чем производство стали, — сообщает Коропачинский. — Мы могли бы сейчас создать электромобиль с потреблением энергии на 50–60 процентов меньше, чем у современных электромобилей. И это значит, что для него потребуется сжечь на 50 процентов меньше топлива на электростанциях. В этом мы видим нашу миссию: изменить все материалы в мире и сделать его более совершенным».

Pro
Как платить НДФЛ за сотрудников с 1 января 2025 года. Примеры расчетов
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Чрезвычайные деньги: почему золото дорожает и что будет с ценами в 2025-м
Pro
Люди с высоким уровнем EQ больше зарабатывают. Как его развить
Pro
Нерезидент с бизнесом в России: можно ли избежать проблем с налоговой
Pro
Стоит ли вступать в споры с налоговой инспекцией и как это делать