Новосибирск, 14 июл 2017, 12:33

Вопрос недели: готовы ли Вы платить за реализацию «пакета Яровой»?

Россиянам придется лично платить за обеспечение антитеррористической безопасности. Непрямой «налог на безопасность» с абонентов планируют ввести в связи с принятием «закона Яровой».
Читать в полной версии

Сумма предполагаемого платежа — 5% от ежемесячного счета за услуги мобильной и интернет-связи, а за неуплату предлагают ввести статью в КоАП.

РБК Новосибирск решил поинтересоваться у лидеров мнения региона: а вы готовы платить за реализацию «закона Яровой»?

Александр Чернокульский, директор АН «Жилфонд»:

— В России стала применяться пагубная практика, когда государство перекладывает свои функции на частные компании. Сначала по 115-ФЗ обязали банки, ломбарды и агентства недвижимости отлавливать террористов, предоставляя информацию в Росфинмониторинг. Потом ЦБ «нагрузил» банки помогать налоговой. Сейчас операторы сотовой связи должны делать работу за ФСБ. Согласен на такую нагрузку только при условии снижения других налогов и сокращения бюджета структур, чья эта функция изначально.

Евгений Лебедев, депутат Горсовета Новосибирска:

— Любые виды налогов вызывают у меня сомнение. Уже сложно посчитать, сколько налогов платит среднестатистический гражданин! На мой взгляд, облагать дополнительными тратами счета за мобильный телефон и интернет неразумно. От этих платежей безопасности станет больше? Или будет как с дорожным налогом, который к нам возвращается в виде крох? Я считаю, что для введения такого платежа нужна основательная статистическая база, обосновывающая его необходимость.

Александр Шиляев, генеральный директор ГК «Сибирские сети»:

— Несмотря на то, что до принятия закона Яровой остался примерно год, на текущий момент у нас по-прежнему нет конкретики, поэтому говорить о любых изменениях пока рано. У нас есть понимание, что действовать нужно в интересах абонентов, поэтому менять мы ничего в отношении них не планируем. Приложим максимум усилий, чтобы в результате внедрения закона интересы абонентов были учтены.

Рада Малышева, управляющий директор компании «Апра»:

— Не могу оценить антитеррористический эффект таких мер в полной мере, но не верю, что получение большего контроля над информацией снизит реальную угрозу. Опасаюсь, что в информационной войне, как и в любой другой, главными жертвами окажутся обычные люди. Эта инициатива — только одна из множества попыток дополнительного налогообложения граждан».

Дмитрий Винник, доктор философских наук:

— С точки зрения права и морали, сама идея обременения добропорядочных граждан специальным налогом, из которого будет финансироваться полицейский надзор, а возможно, цензура и фильтрация контента в публичном информационном пространстве, выглядит весьма цинично. Примем во внимание, что далеко не все граждане разделяют актуальность этих мер. Весьма вероятно, что когда ценой огромных усилий будет создана инфраструктура дата-центров для фактической архивации национального интернета, специалистов, способных воспользоваться её возможностями, останется слишком мало. Когда в правоохранительных органах падает уровень оперативной и аналитической работы, начинают делать ставки на электронный шпионаж и прочие «АСУчивания». К сожалению, эта тенденция только усугубляется. И в заключение: лично я платить не буду.

Наталья Побойкина, управляющий ЮК «Туров и Побойкина — Сибирь»:

— Платить деньги, чтобы за мной же и следили? Нет, конечно! У нас сейчас многие «благие намерения по борьбе с терроризмом» ведут всё больше и больше к тотальному контролю как населения, так и бизнеса. Если государству негде взять 4,5 трлн. руб на эту инициативу, которую я считаю неэффективной, то не надо лезть в карман к обнищавшему населению, а тем более рассматривать финансирование этой идеи из пенсионного фонда.

Алексей Калинин, директор по связям с общественностью МегаФона в Сибири:

— На мой взгляд, оптимально отложить вступление закона на два или три года, что позволит более качественно подготовить механизмы его реализации. Вы знаете, МегаФон уже не раз выступал с предложением о консолидации усилий государства и операторов связи для решения поставленной задачи. И я поддерживаю эту идею. Если же решение необходимо принять здесь и сейчас, я вижу два возможных варианта: субсидии государства или регламентированные платежи с абонентов в дополнении к тем расходам, которые будет нести оператор связи».

Павел Новгородов, проректор по стратегическому развитию и внешним связям НГУЭУ:

— Я не думаю, что с учётом продолжающегося снижения реальных доходов граждан это оптимальное решение. Во-первых, в нашем бюджете и так заложены существенные деньги на оборону и безопасность. Во-вторых, сама инициатива является крайне спорной. Есть риск, что под видом обеспечения национальной безопасности могут решаться совершенно иные задачи. С учётом этих моментов считаю увеличение налоговой нагрузки контрпродуктивным. У государства есть множество других сфер, где можно и нужно искать резервы для финансирования подобных инициатив — прежде всего, в области эффективности государственных расходов.

Дмитрий Осипкин, председатель правления Фонда «Форпост»:

— Не готов платить ничего, кроме налогов и того, что сам захочу заплатить. Так называемый «пакет Яровой» не имеет никакого отношения к антитеррористическим мерам. Не существует методов быстрой расшифровки даже простейших криптоалгоритмов, а потенциальные террористы не пользуются открытыми каналами связи и открытыми ключами. И тем более не имеет смысла длительное хранение незашифрованного трафика, который можно использовать только для слежки за законопослушными гражданами или статистических целях, в том числе и в политике. 

Пакет антитеррористических поправок, или «пакет Яровой», получил название по фамилии одного из авторов документа депутата Госдумы Ирины Яровой. Он должен вступить в силу с 1 июля 2018 года. Он обязывает операторов связи хранить в течение трех лет на своих серверах информацию об активности абонентов — СМС- и ММС-сообщения, информацию о звонках и прочее. Под действие поправок подпадают организаторы распространения информации в интернете: электронная почта, форумы, соцсети, мессенджеры, которые позволяют обмениваться сообщениями через интернет. Они должны хранить информацию о фактах коммуникации пользователей в течение года.

Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Атака на рассвете: почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code