Новосибирск, 15 мая 2018, 20:34

Анатолий Локоть: Для некоторых инициатив федеральный уровень не нужен

Мэр Новосибирска рассказал РБК Новосибирск о судьбе инициатив по пополнению городского бюджета, о том, какого бизнеса не хватает региону, и о путях решения проблем с пылью
Читать в полной версии
Фото: РБК Новосибирск

В ходе визита Анатолия Локтя в редакцию говорили о налогах, аграрных проблемах региона. РБК Новосибирск публикует вторую часть интервью, связанную с вопросами экономики и городского хозяйства. Первую — политическую — часть интервью можно прочитать здесь.

— Одно из популярных ваших заявлений — о необходимости возврата 10% НДФЛ в бюджет города. Вы собираетесь участвовать в губернаторских выборах. Если победите — НДФЛ вернете?

— Я говорил как мэр не только об НДФЛ. Наверное, и не надо сейчас в полном объеме эти 10% возвращать. Надо в районе 5%. Что такое НДФЛ? Это налог с физлиц. Он стимулирует рост рабочих мест. Мы гордимся производительностью, наукоемкостью. А это подразумевает уменьшение количества ручного труда.

Если делать ставку только на НДФЛ, мы как город будем заинтересованы выдать каждому по метле.

Надо, чтобы у города была заинтересованность в развитии промышленности, предприятий, высоких технологий. Это уже другой налог — с прибыли. Он, кстати, в основном, собирается в Новосибирске. То, что у города вообще нет полномочий по этому налогу, — это нонсенс.

Вы знаете, какой критике я подвергаюсь все четыре года за то, что в структуре мэрии работает департамент промышленности и науки?! Но эта критика выглядит странно. Власти города, который называется научной столицей России, не могут отстраняться от вопросов в этой сфере.

Фото: РБК Новосибирск

— Как вы считаете, какого бизнеса не хватает в Новосибирске?

— Прежде всего, наукоемкого. Есть прекрасные примеры, когда наши предприятия делают удивительные вещи: нанотрубки, радиоэлетронику.

Вспоминая сельскую тему: нам не хватает переработки сельхозпродукции. В городе остался всего один молокозавод! Люди в советское время думали о том, что молокозаводы должны быть здесь, около потребителя. Это касается и зерна, и мяса. А из Новосибирской области на везут не в Новосибирск, а в Омск, на Алтай, в Кемерово. Чему удивляться, что урожай, который убрали в прошлом году, не реализовали.

— Как власть может влиять на сбыт?

— Пример: Алтайский край. У них же получается перерабатывать алтайское сырье, если еще и нашу продукцию прихватывают. А климатическая зона почти та же самая. А потом продукты на продажу везут снова к нам. Давайте пойдем в магазин и посмотрим, сколько молока, муки, хлеба алтайского!

— Анатолий Евгеньевич, инициативы, которые вы в прошлом году озвучивали на Красноярском экономическом форуме — по ветхому жилью, перераспределению налогов. Что с ними?

— Решения на федеральном уровне пока нет. Там свои взгляды и свои резоны на всю страну.

Но для некоторых инициатив федеральный уровень и не нужен. Например, по перераспределению налогов, — это можно решить здесь.

И чтобы передать в город поликлиники, не нужен федеральный уровень. При этом, когда я говорю про медицину, я осознаю, какую проблему наживаю. Горздрава нет, штата нет, денег нет, состояние наших поликлиник грустное. Но при этом я отдаю себе отчет, что если положение не будет изменено, то ситуация с поликлиниками будет усугубляться. Опыт показал, что решение о их передаче в область было ошибочным.

— А как ситуацию с поликлиниками решать?

— Надо системно работать. Проблем хватает, и не потому, что в области плохое управление. Проблема в излишней централизации. У них этих поликлиник и больниц по области — в каждом районном центре. Плюс фельдшерско-акушерские пункты. Приоритеты по-другому ставятся, исходя из того, что ближе.

— В Новосибирске несколько лет падает уровень ввода жилья. Может ли перспектива новосибирской реновации хотя бы частично решить эту задачу?

— Проблема непростая. У строительных компаний Новосибирска в заделе 4 миллиона квадратных метров недостроенного жилья. Или полученных разрешений на это жилье. Несколько лет подряд город давал рекордные показатели по вводу жилья, и, может быть, перегрели рынок.

По развитию застроенных территорий (РЗТ) скажу так — если продолжать расселять ветхое жилье теми темпами, которыми мы расселяем, то нам на пару десятков лет этого хватит. РЗТ — это сейчас единственный ключ к решению проблем ветхого и аварийного жилья. Поэтому я активно выступаю за продление федеральной программы. За счет федерального финансирования это позволяло нам, хоть и запаздывающими темпами, но двигаться в этом направлении.

— Многие городские проблемы — перспективы улицы Ленина, вопрос с пылью, поиск общественных пространств — порождали общественный резонанс. Как в принципе должен, на ваш взгляд, строиться диалог власти и экспертного сообщества?

— Никогда не уходил от диалога с экспертами и общественниками. И дискуссии, и круглые столы, и обсуждения — это норма. В целом, критика действий власти, и меня в том числе, важна. Хотя я и не люблю, когда меня критикуют: я нормальный человек, а не мазохист, но взаимодействовать нужно со всеми. Хотя есть и другая сторона общественной жизни. Когда тот или иной человек, мотивация его действий или протеста, преследует собственную определенную цель. Например, политического давления на власть, или с целью решения меркантильных вопросов. Такое тоже бывает.

— Были ли ситуации, когда вы меняли свою точку зрения?

— Да, например, в ситуации с пескосоляной смесью. Мы считали, что все соблюдаем, все соответствует ГОСТу. Выяснилось, что несмотря на то, что эта смесь проходит по гостовским требованиям, мы должны быть требовательнее ГОСТа, если не хотим, чтобы пылевое облако скапливалось. Поэтому в прошлом году сменили поставщика смеси, отправили назад три баржи с песком за один сезон,  потому что песок не соответствовал требованиям.

— Нашли решение проблемы с пылью?

— Пока нет. Мы заключили договор с Институтом почвоведения. Они работают — в зимний период брали заборы снега, и того, чего получается весной, когда снег растаял и грязь высохла. Есть варианты: в пыли может быть и смываемый грунт с поребриков, и грязь с колес машин со стройки. Плюс крупные энергоузлы, выхлоп машин. Если взять машины, которые по макушку в грязи по городу ездят, с каждой падает грязь килограммами! Будут еще исследования ученых летом и осенью, потом они должны выдать решение, чего в нашей пыли больше. И тогда мы сможем принять взвешенное комплексное решение, как эту задачу решить.

Pro
Метод «лишь бы продать» устарел. Следите за дебиторской задолженностью
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Как зашифровать личные блокноты и заметки: три сервиса
Pro
США проспали становление Китая. Что угрожает американской экономике
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России