Аналитики оценили потенциал для новых торговых центров в Новосибирске
В Новосибирске и дальше можно строить торговые центры. К такому выводу пришли в международной консалтинговой компании RealJet по итогам анализа факторов, влияющих на развитие рынка торговой недвижимости в Москве и регионах России.
Среди этих факторов директор департамента стратегического консалтинга RealJet Михаил Шапошников назвал динамику реальных денежных доходов населения, динамику потребительских расходов, уровень денежных расходов и насыщение города торговой недвижимостью.
«Сегодня потребительские расходы в денежном выражении продолжают расти. Но мы имеем дело с падением темпов роста потребительских расходов. При этом реальные доходы населения постепенно падают. Впрочем, на фоне стабилизации курса рубля и укрепления потребительских ожиданий можно говорить о том, что в течение 2017 г. будет наблюдаться медленный рост и доходов, и расходов», — отметил Шапошников.
По словам Шапошникова, в Новосибирске темпы роста доходов превышают темпы увеличения расходов населения — сибиряки откладывают покупки «до лучших времен». При росте реальных доходов серьезно увеличится и спрос, а значит и необходимость в новых магазинах и торговых площадях, которые будут этот спрос удовлетворять.
«Можно сделать вывод, что сегодня потенциал развития торговой недвижимости есть не только у Санкт-Петербурга и Москвы, но и у многих других городов России, в частности, у Новосибирска и Екатеринбурга — благодаря динамике доходов и расходов и отсутствию достаточного количества торговой недвижимости», — рассказал Шапошников.
Полномочный представитель Российской гильдии управляющих и девелоперов по Новосибирску и Новосибирской области Максим Марков считает, что площадей крупных торговых центров, уже имеющихся в Новосибирске сейчас вполне достаточно.
«В Новосибирске на сдаче стоит 100 тыс. кв. м. торговых площадей — ТРЦ «Европейский». Там нет арендаторов. Им просто не интересуются. Арендаторы сейчас не проявляют интереса к таким большим объектам. Сейчас есть интерес арендаторов к небольшим (10-20 тыс. кв. м.) объектам», — отметил Марков в интервью РБК Новосибирск.
По словам Маркова, непродуктовый ритейл в Новосибирске достиг «точки, за которой начинаются риски».
«У потребителей денег больше не становится. Дополнительные квадратные метры в непродуктовом секторе просто переделят те деньги, которые потребители сегодня тратят. Для того чтобы торговля начала расширяться, нужно чтобы на два-три процента упала ключевая ставка ЦБ — тогда заработает кредитование, и чтобы начали расти реальные доходы населения», — прокомментировал Марков.