Как отразится на Новосибирской области расторжение «мусорной» концессии
Информационно-аналитическое агентство «Центр деловой жизни» сообщило о том, что в правительстве Новосибирской области проходят закрытые заседания, на которых обсуждаются возможные варианты расторжения концессионного соглашения между властями региона и «Экологией-Новосибирск» по строительству мусоросортировочных комплексов в селах Раздольное и Верх-Тула. Соглашение было заключено в июле 2016 года.
Недовольство концессией среди новосибирцев растет не первый месяц. Помимо потенциального ущерба экологии, общественников и политиков смущает финансовая модель проекта. По подсчетам депутата Заксобрания Новосибирской области Вадима Агеенко, за 40 лет действия концессии чистая прибыль концессионера составит от 80,9 до 121,4 млрд руб.
Кроме того, противники «мусорной» концессии находят в ней элементы коррупции. По словам Агеенко, инициативная группа выявила разночтения в документе концессии, который на протяжении 45 дней размещался на сайте госзакупок с текстом документа, который был подписан сторонами. «Тексты разные. Этого быть не должно, согласно закону «О концессиях». В этом и наблюдается коррупция», — прокомментировал Агеенко РБК Новосибирск.
Кроме того, весной текущего года выяснилось, что участок, на котором планируется строительство МСК, попадает в 15-километровую приаэродромную зону. Согласно законодательству, на этих территориях запрещено строить ряд объектов, в том числе и подобные полигоны. Ространснадзор потребовал от губернатора Новосибирской области Владимира Городецкого устранить нарушения.
Пути расторжения концессии
Как пояснила депутат Горсовета Наталья Пинус РБК Новосибирск, существуют два пути выхода области из ситуации. Можно расторгнуть договор — тогда власти области обязаны будут выплатить концессионеру компенсацию. А можно признать сделку ничтожной — в этом случае стороны, заключившие договор, ничего не должны друг другу. «Для признания сделки ничтожной нужно, чтобы инициативу проявили либо губернатор, либо депутаты Заксобрания, либо прокурор Новосибирской области. На данный момент часть депутатов Горсовета составила письмо на имя регионального прокурора с просьбой инициировать процедуру признания сделки ничтожной», — прокомментировала Пинус.
Депутат Заксобрания Новосибирской области Вадим Агеенко смотрит на вариант признания сделки ничтожной с некоторым сомнением. По его словам, в таком случае противникам концессии придется долго судиться в арбитражном суде.
«Я уверяю, что, судя по тому, как эта концессия защищается, местный арбитражный суд, скорее всего, вынесет решение в пользу защитников концессии, — отметил парламентарий. — Потом, конечно, можно подавать апелляцию в Томск, в Тюмень, а дальше в Москву, но, чтобы все эти суды пройти надо потратить года полтора».
В то же время он считает вариант расторжения договора более выгодным для области. По словам депутата, в госпрограмме по ЖКХ указано, что на подготовку проекта двух МСК было потрачено 75 млн руб. из средств концессионера, а из регионального бюджета — ни рубля. При этом Агеенко добавил, что затраты концессионера являются недоказанными, поэтому расторжение концессии для региона может обойтись в ноль рублей: «Мы пойдем в суд с нулем, а концессионер должен будет доказать, сколько средств он потратил».
«Гусинку» не закроют
Еще к лету 2016 года российские регионы должны были подготовить территориальные схемы обращения с отходами и выбрать регионального оператора по обращению с отходами. Однако к нужному времени схема не была готова. Тогда срок перенесли на 1 января 2017 года. Но и к этому моменту территориальную схему не успели подготовить. В результате было решено, что территориальная схема обращения с отходами вступит в действие на территории региона с начала 2019 года.
В конце июля текущего года федеральный Росприроднадзор выписал предписание МУП «Спецавтохозяйство», которое занимается вывозом твердых коммунальных отходов (ТКО) в Новосибирске с требованием прекратить эксплуатацию Гусинобродского мусорного полигона. Однако мэрия отклонила требования федерального органа.
«Гусинобродский полигон включен в территориальную схему обращения с отходами. Согласно этой схеме, свалка продолжит свою работу до тех пор, пока не создадут новый объект», — заявил Агеенко. — «Заммэра Сафиуллин заявил, что не позволит Новосибирску зарасти мусором. Поэтому «Гусинку» никто не даст закрыть, даже если будут миллионные штрафы».
По мнению главы Государственной жилищной инспекции Новосибирской области Евгения Пономарева, даже если концессия будет расторгнута, то Новосибирская область все равно не успеет создать территориальную схему по обращению с отходами.
«Срок вступлениями единого оператора по ТКО никто не отменял — до 1 января 2018 года. Поэтому Новосибирская область при любом раскладе не успевает и мы не одиноки в России. Думаю отмена в данной ситуации не принципиальная позиция», — отметил Пономарев.
Что делать с мусором
Мнения экспертов по дальнейшей судьбе «мусорного» вопроса в регионе разнятся. По мнению Агеенко, вместо двух крупных МСК вблизи Новосибирска нужно построить 4-5 средней вместимости, которые нужно вводить поэтапно. По словам депутата, вместимость таких предприятий составляет около 200 тыс. тонн мусора. Построить их можно за 2-3 года. При этом срок их окупаемости составляет 10 лет.
«За это время мы сможем принять решение, что будем делать с мусором: сжигать, закапывать или делать из него газ», — заявил эксперт. — Поэтому сейчас надо расторгнуть эти договоры, объявить новый конкурс, составить новые экологический и экономический проекты, потому что инвестор не должен взять из бюджета ни копейки».
По заявлению Агеенко, если представители региональной власти его не услышат, то он намерен написать прямое обращение на имя губернатора. При этом он добавил, что если и эта мера не поможет, то он намерен и в Следственный комитет, и в Генпрокуратуру.
Один из анонимных источников РБК Новосибирск в мэрии, рассказал, что закрытие Гусинобродской свалки в перспективе не мешает сортировать мусор на ней еще длительное время. «Мне представляется странным строить МСК в Раздольном. Почему бы его не поставить на самой свалке? Днем бы сортировал «свежий» мусор, а ночью — старый. Вот и решен вопрос с загрузкой, — поделился эксперт. — А проблему с нахождением в черте города вполне можно решить довольно просто — перезонировать территорию, вывести ее за черту города».
Как рассказал РБК Новосибирск Игорь Кудин, председатель комиссии по городскому хозяйству, член комиссии по муниципальной собственности, на данный момент существуют способы решения «мусорного» вопроса в Новосибирске, более экономичные, нежели строительство двух крупных МСК в рамках концессии.
«Не надо забывать, что есть и другие пути решения проблем с мусором, гораздо более экономичные. Место под полигоны в России всегда можно найти, они могут быть современными, отвечающими требованиям, — заявил Кудин. — Я был в Подмосковье, там есть полигоны, которые настолько цивилизованно сделаны, — просто Европа! Формат другой, это не свалки в обычном понимании слова. Но и цены другие — стоимость в 2-3 раза дешевле».
Депутат Совета депутатов Новосибирска Александр Бурмистров видит решение затянувшегося «мусорного» вопроса в изучении аналогичного опыта других соседей и применение его на новосибирской почве.
«Есть опыт других городов, например, Новокузнецка, где проблема сортировки и утилизации мусора решена без таких откровенно кабальных условий для бюджета. На этот опыт и нужно ориентироваться. Главное, чтобы проект и условия конкурса готовились в интересах региона, а не конкретной компании. Тогда и инвесторы появятся, и с мусором вопрос разрешится» — отметил депутат.
«После отмены концессии необходимо, прежде всего, соблюсти федеральные законы и выбрать регионального оператора по законной процедуре, — говорит член федерального совета партии «Яблоко» Олеся Вальгер. — Надо посчитать, сколько денег реально может наша область выделить на решение проблем с мусором, и пустить их на современные решения. Прежде всего, это организация раздельного сбора мусора на местах», — подчеркнула Вальгер.
Редакция РБК Новосибирск направила запросы на получение информации в компанию «Экология-Новосибирск» и в правительство Новосибирской области. Оперативных комментариев по ситуации получить не удалось.