В УФАС раскрыли причины многотысячных штрафов новосибирских рекламщиков
Согласно закону «О рекламе» на юрлицо, нарушившее рекламное законодательство, налагается штраф до 500 тыс. руб. По словам замруководителя Новосибирского УФАС России, начальника отдела рекламы Ирины Волохиной, кроме штрафов, в практике существует и институт предупреждения. Он действует для нарушителей рекламного законодательства, которые сделали это впервые и не причинили своими действиями ущерба.
Отсутствие достоверных и достаточных данных
По данным ведомства, самое распространенное нарушение — отсутствие достоверной информации или наличие недостоверной информации. Например, нарушением считается отличие цены в рекламном каталоге и на полке магазина.
В этом году АО «Бинбанк-Диджитал» подвергся административному взысканию в размере 100 тыс. руб. за то, что указал недостоверную информацию об условиях зачисления процентов на остаток в рекламе своей продукции.
Ирина Волохина объяснила, что любая реклама будет считаться недостоверной, если в ней присутствуют сведения, отличающиеся от реальных. Это вводит покупателя в заблуждение. Если при этом клиент понесет материальный ущерб, например, заплатит больше, чем указывается в рекламе, то предприниматель может не отделаться предупреждением.
Другое нарушение — отсутствие необходимых данных в рекламе. Недостаток сведений также вводит потребителей в заблуждение.
«Рекламируя услуги, в том числе, дистанционные продажи, банковские услуги, доставку, организация должна указывать полные реквизиты лица, оказывающего их, — прокомментировала Волохина. — В любом случае, при отсутствии наименования, юридического адреса и ОГРН, законодательство о рекламе будет нарушено».
Обязательные данные — это не только реквизиты. Собеседница рассказала, что Новосибирске был случай связанный с акцией одного кинотеатра. Клиент увидел рекламу, решил воспользоваться ей, но в кассе ему отказали, так как срок действия акции закончился. В рекламе этого указано не было.
Сколько метров до нарушения
УФАС разбирала несколько случаев, когда была указана недостоверная информация о расстоянии или времени похода до объекта реаламы. Например, в 2009 году было проведена проверка наружной рекламы, где указывалось, что до магазина 15 метров.
А в 2010 году мебельный салон «Энергия уюта» заявлял в наружной рекламе, что от площади Калинина до дверей магазина — всего две минуты. «Преодолеть расстояние в 2200 м за две минуты возможно при скорости в 73,3 км/ч, что, в свою очередь, возможно сделать исключительно путем использования транспортного средства, — указано в сообщении комиссии УФАС по данной ситуации. — Отсутствие такой информации как необходимость воспользоваться транспортным средством не дает потребителю в полной мере оценить все условия приобретения рекламируемого товара, а также вводит потребителя в заблуждение»
Волохина добавила, что недавно рассматривался аналогичный случай: «В рекламе указывалось «до центра 15 минут». Но ФАС не нашла в указанной рекламе нарушений, так как на щите присутствовала приписка о том, с какой скоростью нужно двигаться, чтобы преодолеть расстояние за этот срок, и о какой именно точке центра идет речь. ФАС рассчитывает достоверность через спутниковые карты и электронной линейкой. По закону, несоответствие даже в один метр или одну минуту является нарушением и будет рассматриваться при наличии жалобы».
Использование чужих материалов
Серьезным нарушением законодательства является использование в рекламе чужих материалов, изображений и товарных знаков. Для разъяснения сути противоправности таких действий, РБК Новосибирск обратился к адвокату коллегии адвокатов «НЭКА» Анастасии Некрасовой:
«Использование чужих материалов не только вводит потребителя в заблуждение в противоречие закону «О рекламе», но является и нарушением авторского права. Помимо административной, нарушитель может понести гражданскую и уголовную ответственность, в соответствии со ст. 1301 Гражданского кодекса и 146 УК РФ», — сказала Некрасова.
Информацию об использовании чужих материалов дополнила Ирина Волохина: «Со стороны рекламного законодательства природа нарушения в том, что потребителю может показаться, что он имеет дело с одним товаром, а на деле это оказывается другой товар. Например, один жилой комплекс прикладывает фотографию конкурента и говорит, что вы можете купить здесь квартиры. Но ведь он не продает квартиры в указанном месте, следовательно, реклама недостоверна».
В 2015 случай об использовании чужого имени дошел до Арбитражного суда Новосибирской области, когда в рекламе использовалось узнаваемое имя застройщика ЖК «Оазис» для перевода на сайт застройщика ЖК «Премьер». В 2017 году фотограф Слава Степанов потребовал от властей Новосибирской области извинений за использование его снимков в рекламе 80-летнего юбилея Новосибирской области.
«Мы лучше всех»
Ирина Волохина также рассказала про использования превосходных степеней в рекламных материалах. «Многие ошибочно полагают, что использование превосходных степеней и сравнений в рекламе незаконно, но это не так.
Закон прямо не запрещает говорить «самые лучшие», «самые первые», «нас выбирают 90%» и так далее, — говорит Волохина. — По сути, все эти фразы — информация, а информация в рекламе может быть достоверной или недостоверной. Если организация докажет, что она «самая» документально, то может законно использовать эту информацию в рекламе, ссылаясь на подтверждение.
Доказать это можно исследованиями, социальными опросами, грамотами о победе в конкурсах и так далее», — рассказала собеседник.
В мае 2016 года комиссия ФАС признала рекламу новосибирской организации «GUTMAN BARBERSHOP» незаконной из-за фразы «первая нормальная парикмахерская».
Использование официальных лиц и символики
Представитель ФАС также рассказала, что в городе можно встретить рекламу с гербом Новосибирска, флагом России или символикой международных организаций. «Сейчас самое актуальное, это логотип FIFA. Но использование таких символов в рекламе противоречит законодательству. Более того, наличие в рекламе, например, герба Новосибирска может создать ошибочное впечатление, что органы власти региона положительно отзываются о товаре, что также запрещено», — объяснила Волошина.
В 2015 году Новосибирское УФАС наложило штраф на ООО «Столица» за использование олимпийских колец с целью привлечения клиентов. Ранее, под наблюдение службы попадал меховой салон «Минус 30» за рекламу, в которой использовались отзывы представителя Контрольно-счетной палаты Новосибирской области. А в 2013 году ФАС запретила рекламу пластиковых окон ООО «Доверие», в которой использовался герб Новосибирска.