Эксперты о послании Путина: баланс ответственности и новый центр власти
В числе инициатив президента — предложения по региональной политике: повышение роли губернаторов и устранение разрыва между государственными и муниципальными органами власти.
Сергей Козлов, декан факультета политики и международных отношений РАНХиГС, кандидат исторических наук: — Понятие «единая система публичной власти» возникает в послании в контексте необходимости равного обеспечения материальными и социальными благами муниципалитетов разных уровней, городских и сельских. Как решение этому — продолжение вертикализации власти на муниципальный уровень. Вероятнее всего речь идет об обрезании и так скудных полномочий муниципальных властей со стороны регионов и федералов.
Еще один посыл с точки зрения укрепления представительства регионов во власти — пробуждение «спящего» Госсовета. Пока мы видим декларацию о намерениях. Я вижу в этом ответ на голоса с мест с претензиями о захвате центром полномочий, ресурсов и финансов, подспудное недовольство. В рамках Госсовета должен сформироваться новый центр сил и власти, и глава этого центра будет опираться на усилившихся таким образом губернаторов.
Если говорить о социальных реформах, на их реализацию, по расчетам Силуанова и Кудрина, потребуется порядка полутриллиона рублей. В проекте бюджета на текущий год заложен профицит 0,8-0,9 триллионов рублей, в прошлые годы он был еще больше. В стране скопились внушительные финансовые резервы. Однако я уверен, что простым выделением денег вопрос с демографией нельзя решить. Когда люди принимают решение о рождении ребенка, они оценивают коррелирующие факторы: материальное положение, общий экономический фон, доступность инфраструктуры. Для жителей небольших и небогатых муниципалитетов, где есть сложности с работой, материальный капитал и пособия могут стать весьма весомыми. В любом случае эффект от таких мер поддержки будет заметен в перспективе пяти лет.
Подробнее на РБК: Владимир Путин предложил изменить Конституцию. Почему это станет началом трансфера власти
Олег Шерстобоев, завкафедрой административного, финансового и корпоративного права НГУЭУ, кандидат юридических наук:
— Само по себе утверждение о единой системе публичной власти не такое уж и новое. Эта система и так уже является единой с точки зрения правил взаимодействия органов власти (государственных и муниципальных) с населением. Ст. 12 Конституции РФ закрепляет формулировку: «признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
Если принятие новой Конституции РФ не планируется, эта статья останется без изменений. Поэтому важно не столько утверждение о «единой публичной власти», сколько требование расширить возможности органов местного самоуправления, после чего они смогли бы более эффективно решать вопросы. Идея не нова и, кстати, может быть решена без внесения изменения в Конституцию РФ, на уровне федерального законодательства, бюджетного, налогового кодекса РФ и т.д. Президент уже озвучивал аналогичное требование, например, в одном из "майских" указов 2012 годв. В нем предусматривалось принятие мер, направленных на повышение" бюджетной обеспеченности местных бюджетов, обеспечение стабильности объемов региональных фондов финансовой поддержки и софинансирования муниципальных образований». Что-то было сделано, но принятых мер оказалось явно недостаточно. Теперь остается ждать и предполагать, что государство может сделать в части исполнения новых президентских инициатив.
Подробнее на РБК: Владимир Путин предложил изменить Конституцию. Главное
Виктор Зеленцов, кандидат исторических наук НГУЭУ, эксперт Общественной палаты Новосибирской области:
— За последние 25 лет местное самоуправление так и не стало автономным и самостоятельным уровнем публичной власти. Провозглашенный Конституцией РФ принцип отделения местного самоуправления от государственной власти во многом оказался нереализованным. Процессу обособления местного самоуправления препятствовала, прежде всего, региональная власть, и в дальнейшем данные тенденции только усиливались. Вместе с этим органы власти субъектов при наличии нерешенных проблем всегда могли апеллировать к ответственности муниципалитетов за ведение дел на местах. Прорабатываемые меры можно рассматривать как возможность установления баланса ответственности между региональным и муниципальным уровнями публичного управления.
Владимир Леонтьев, политолог, кандидат исторических наук:
— Власть, начиная с нулевых годов, всегда пристально смотрела за губернаторской работой. Было даже негласное суждение: мэром выбирайте кого хотите, а за губернаторами мы будем пристально смотреть. Институт губернаторства нуждается в реконструкции и усилении — это очевидно. Потому что у нас то здесь, то там какой-нибудь губернатор просядет. Поэтому в послании было сказано об усилении губернаторского звена и создании совета, ведь оно очень важно управлении.
Если говорить про рождаемость, то в последнее время по институту семьи вообще был нанесен удар. Теперь он просто разваливается. Для области эти деньги очень нужны, но для Новосибирска — это не будет актуально. Нужно акцентировать внимание на семью. В последние годы рождаемости не уделяли должного внимания. Говорили лишь о материнском капитале, который имеет влияние на небольшие населенные пункты, но в городе помимо денег нужно прививать ценности семьи.
Для Новосибирска также актуально будет создание высокооплачиваемых рабочих мест, обеспечением жильем и достойной инфраструктурой: детскими садами, школами, больницами, местами досуга. Это будет способствовать более оседлому образу жизни молодежи, и тогда начнут рожать больше.
Подробнее на РБК: Путин предложил план выхода из «демографической ловушки»