Новосибирск, 17 авг 2020, 08:48

Уникальный проект «Учитель для России» стартовал в Новосибирской области

Программа позволит существенно сократить кадровый дефицит в районных школах, уверены в региональном министерстве образования. Проект реализуется при поддержке группы «Сибантрацит»
Читать в полной версии
(Фото: Ильнар Салахниев / РБК Новосибирск)

Новосибирская область стала первым регионом Сибири, где с текущего учебного года стартует программа «Учитель для России». На конкурсной основе были отобраны 30 педагогов из разных городов страны. Они приступят к работе в девяти школах Черепановского и Искитимского районов, а также города Искитима.

Цель проекта — сделать доступным качественное образование для детей по всей стране. Программу реализует благотворительный фонд «Новый учитель» при стратегическом партнерстве с ПАО Сбербанк России, благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Институтом образования НИУ ВШЭ.

«Учитель для России» действует пять лет, за это время программа привлекла в регионы 523 учителя. В этом году проект впервые вышел за пределы Центральной России. Из 30 привлеченных в Новосибирскую область учителей половина приехала из Центральной России — Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Вологды и других городов.

Такой проект актуален практически для каждого региона, уверена замминистра образования Новосибирской области Мария Жафярова. Он позволит решить проблему дефицита кадров и улучшить качество подготовки учеников. Большая часть школ области, которые примут учителей — участников программы, находятся в сельской местности.

«Проблема кадрового голода в сельских школах стоит наиболее остро. Поэтому мы рады появлению такого проекта. Это яркий пример государственно-частного партнерства, когда общественная ценность достигается силами государства и бизнеса. Нам помогает «Сибантрацит». Без поддержки компании реализация проекта «Учитель для России» на территории Новосибирской области была бы очень затруднительна», — отметила она.

Это первая частная компания, взявшая на себя основной объем финансирования федеральной образовательной программы в рамках отдельного региона.

Жафярова добавила, что «Учитель для России» не единственный пример сотрудничества региона с компанией в области образовательных программ. «Сибантрацит» — давний надежный партнер региональной системы образования НСО. Компания на протяжении нескольких лет выступает заказчиком целевой подготовки студентов в вузах, платит им стипендию.

«Профильные вузы под такого заказчика меняют учебную программу и делают ее более практико-ориентированной. Выдают темы дипломных и курсовых работ, которые являются конкретными кейсами производственных процессов. Студенты проходят практику на базе предприятия и уверены в будущем трудоустройстве», — пояснила Жафярова.

По словам исполнительного директора АО «Сибирский Антрацит» Сергея Коломникова, чтобы получить компетентного специалиста на выходе из университета, нужно дать ему качественное образование не только в вузе, но и в школе.

«Мы одними из первых эту программу поддержали. Наше участие в этом проекте является логическим продолжением комплексной работы по поддержке социально значимых проектов в области. Для нас архиважно, что с детьми, в том числе работников наших предприятий, будут работать лучшие педагоги со всей страны. Жду, что учителя привнесут много нового в жизнь наших школ», — сказал Коломников.

Исполнительный директор «Сибантрацита» Сергей Коломников (справа) (Фото: Ильнар Салахниев / РБК Новосибирск)

Согласно подписанному соглашению с Фондом «Новый учитель» «Сибантрацит» обеспечивает финансирование административных расходов: отбор, дополнительное обучение, переезд учителей в регион, выплату дополнительных стипендий педагогам. В 2020 г. объем финансирования — 14,7 млн руб., в течение пяти лет Группа планирует направить на эти цели свыше 145 млн руб. Всего в Новосибирскую область за пять лет по программе привлекут 130 новых педагогов.

Реализация программы

Как рассказала РБК Новосибирск региональный директор программы «Учитель для России» Ирина Ануфриева, с февраля проходил отбор участников. Сначала участники должны были заполнить анкету, потом проводилось собеседование, далее — тест на знания по предмету. Заключительным этапом является обучение на базе Высшей школы экономики, по результатам которого выдается диплом.

Из 10 тыс. заявок было выбрано только 183 участника, которые были направлены в регионы, из них 30 человек — в Новосибирскую область. Участие в программе рассчитано на два года. В этот период учителя, кроме положенной им заработной платы со всеми федеральными и региональными стимулирующими надбавками, получают ежемесячную стипендию в размере 20 тыс. руб. и компенсацию за аренду жилья — 15 тыс. руб.

Методический подход в Новосибирской области, по словам регионального директора программы, не отличается от того, что делается в центральных регионах России. Однако в условиях есть свои нюансы, например, это суровый климат и большие расстояния. Для педагогов, готовых работать в сибирской сельской школе, это — новый опыт и некий вызов.

Всего в Новосибирскую область по программе «Учитель для России» за пять лет действия программы привлекут 130 новых педагогов (Фото: Ильнар Салахниев / РБК Новосибирск)

Так, Любовь Артюхина прибыла в Новосибирскую область из столицы после окончания Московского государственного педагогического университета. Будет преподавать географию и биологию в школе села Усть-Чем Искитимского района.

«Я хочу приобрести полезный опыт, посмотреть на Сибирь. Страха перед работой не было. Я понимаю, что везде есть люди, готовые помочь. О программе я узнала от своего брата, который уже был ее участником. Поэтому мое решение было воспринято радушно», — рассказала учитель.

Организаторы проекта сообщили, что в следующем году реализация программы «Учитель для России» продолжится и надеются, что количество ее участников увеличится.

Из 30 привлеченных в Новосибирскую область учителей половина приехала из Центральной России — Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Вологды и других городов (Фото: Ильнар Салахниев / РБК Новосибирск)

Мнения учителей о своей работе

Анфиса Кот — учитель русского и литературы школе № 3 города Искитима:

— Главное в профессии учителя — чуткость и открытость. Когда учитель не просто ведет свой предмет, а что-то приносит тебе еще.

Любовь Артюхина — учитель биологии в школе села Усть-Чем:

— Нужно показать ребенку инструменты собственного развития — научить систематизировать знания, работать с информацией, анализировать, не забыть про навык критического мышления и умение задавать вопросы. Какие-то знания у ребенка могут забыться, а навыки останутся.

Александра Ситнова — учитель английского и немецкого в школе станция Евсино:

— Важно, когда у учителя есть конкретные представления о том, чего он хочет добиться, и он идет за этой целью, то и у учеников есть понимание, что нужно сделать, чтобы добиться цели.

Милена Михина — педагог-организатор в школе станция Евсино:

— Для меня важно использовать для описания своей деятельности глагол «делиться», а не «учить». Когда мы говорим «я учу», мы сами себя наделяем званием эксперта и думаем, что передаем какое-то знание, которое, видимо, Google не может сообщить, а так ли это? А когда ты делишься — ты делишься тем, что тебе нравится. И невольно постоянно задаешь себе вопросы: «а почему мне это нравится?», «а почему я хочу этим делиться?». На эти вопросы Google точно не выдаст ответ. И в итоге ты распространяешь не само знание, а свой живой интерес к этому знанию.

Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Мрачная перспектива: что ждет Европу из-за нового китайского шока
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров