На новосибирском аэродроме восстанавливают американский самолет Douglas
На новосибирском аэродроме Мочище восстанавливают самолет американского производства Douglas C-47, эвакуированный из таймырской тундры в 2016-2017 годах. Об этом сообщили в пресс-службе правительства Красноярского края.
«Проведена окраска внутреннего помещения пилотской кабины, отдельных элементов управления, рукояток. В грузовом салоне производится монтаж окон фюзеляжа. Они выполнены согласно чертежам военного времени, оборудованы бойницами для ведения огня и специальными заглушками», — говорится в сообщении.
В краевом правительстве добавили, что в хвостовой части смонтировано сантехническое оборудование, в грузовом отсеке монтируют сиденья, изготавливают детали для рабочего места штурмана и радиста.
Работы планируется завершить до конца 2024 года, после чего самолет вернут в Красноярск в качестве музейного экспоната.
Музей на острове
Найденный на севере Красноярского края самолет планируют разместить в музее авиации на острове Молокова, посреди Енисея в черте Красноярска.
«Это полузаброшенный остров, на нем в 1930–1960-е была расположена гидроавиабаза полярной авиации, сохранилось уникальное здание 1934 года постройки — гидроавиапорт. Там энергетика сумасшедшая. Я был там, ходил по тем лестницам, где ходил Молоков [Василий Молоков — полярный летчик, один из первых Героев Советского Союза, генерал-майор авиации]. Там бывали все самые известные полярные летчики страны. На острове большая природная территория, поэтому решили делать парк-музей, в котором соединятся все три стихии — земля-вода-небо, потому что освоение Севера шло всеми путями. Мы сделали шикарную концепцию, и центральной фигурой, конечно, должен стать самолет», — рассказал ТАСС член Русского географического общества Вячеслав Филиппов.
От Аляски до Таймыра
Самолет Douglas C-47 изготовили в феврале 1943 году в США, после чего его передали СССР по программе ленд-лиза. В марте воздушное судно вместе с еще четырьмя такими же самолетами пригнали в Красноярск из города Фэрбанкс на Аляске по воздушной трассе Аляска — Сибирь.
«Ленд-лизовские самолеты сразу отправлялись на фронт, причем даже не в транспортные полки, а в отряды управления, которые существовали при каждом фронте. «Дугласы» были командирскими самолетами, на них летали Константин Рокоссовский, Георгий Жуков, Александр Василевский. Наш «Дуглас» оказался одним из немногих самолетов, которые по ленд-лизу пришли в Красноярск, но не были отправлены на фронт», — рассказал Филиппов, который обнаружил фото самолета Douglas C-47 в тундре Таймыра и стал инициатором его транспортировки оттуда.
Прибывший из Америки самолет оказался в полярной авиации Главного управления Севморпути и получил регистрационный номер «СССР Н-328». С его помощью планировалось проводить ледовую разведку и сопровождать караваны судов, так как немецкие подводные лодки заплывали и в Карское море.
В 1944 году экипаж самолета наградили «за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество» — командир воздушного судна Михаил Титлов получил орден Отечественной войны второй степени, бортрадист Александр Абрамчук — орден Красной звезды. После войны самолет эксплуатировали на Чукотке, где он получил номер Л-1204.
В апреле 1943 года при совершении перелета из Красноярска в Косистый, чтобы оттуда перевезти 29 пассажиров и 829 кг багаж, самолет экстренно приземлился в тундре. После нескольких дней поисков часть пассажиров и членов экипажа отыскали, а самолет списали, оставив там, где он сел. Там он пролежал 69 лет. Судьба девяти человек, ушедших на поиски людей после крушения самолета осталась неизвестной.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте