Новосибирск, 18 июл 2017, 10:19

Чего ожидать новосибирскому рынку такси от слияния Яндекса и Uber

РБК Новосибирск задал вопрос экспертам рынка новосибирских таксомоторных перевозок о том, какими могут быть последствия объединения такси-агрегаторов Яндекс.Такси и Uber
Читать в полной версии

Планируется, что после объединения оба приложения для заказа поездок — и Яндекс.Такси, и Uber — по-прежнему будут доступны пользователям. Таксопарки и водители перейдут на единую технологическую платформу, что позволит увеличить количество доступных для выполнения заказов машин, повысить надежность и доступность сервиса в целом, говорится в релизе компании «Яндекс».

Как будут чувствовать себя российские операторы местного рынка? Как это скажется на кадровой ситуации и что станет с ценами на таксомоторные перевозки?

Алексей Носов, член Общественного совета по развитию и функционированию дорожно-транспортного комплекса в Новосибирской области:

— Слияние Яндекс.Такси и Uber в конечном счёте приведёт к тому, что у нас появится глобальная диспетчерская служба, огромный программный продукт, который так или иначе помогает осуществлению таксомоторных перевозок.

Но дело в другом. У нас есть крупные таксопарки, у которых есть собственная техника, штат, персонал, медицинские и технические сотрудники. Поэтому, когда заказываешь у крупного таксомоторного перевозчика услугу, в её качестве можно быть уверенным, пусть она даже стоит несколько дороже. Когда пользуешься услугами диспетчерских служб, ты никогда не знаешь, какого качества машину тебе подадут и насколько уставшим или уравновешенным будет водитель.

Понятно, что диспетчерские службы вводят рейтинги водителей. Но водитель чаще всего — это либо индивидуальный предприниматель, либо человек, не имеющий никаких документов. Зарегистрировать ИП сфере таксомоторных перевозок очень просто! Таксистом может стать любой желающий, и никто не отвечает за качество перевозок. К тому же наше законодательство так устроено, что проверки чаще остаются крупным предприятиям. С малыми возиться никто не будет.

В итоге образование глобальной диспетчерской службы к повышению качества перевозок не приведёт. Они не создают новые таксопарки в стране. Они лишь эксплуатируют существующую структуру, получают большую клиентскую базу, больший штат перевозчиков, как таковых. Будут брать не качеством, а количеством. Поэтому я не сторонник создания глобальной диспетчерской сети. Если бы они сказали, что будут создавать гиганты-таксопарки по всей стране с новенькими автомобилями и жёстким техническим контролем, вот тогда бы я снял шляпу.

Вячеслав Ашурков, руководитель новосибирского регионального представительства Федерации Автовладельцев России:

— Полагаю, что объединение таких крупных интернет-такси ещё больше обрушит рынок так называемого цивилизованного такси. Российские операторы вынуждены будут увеличивать свои убытки и всё больше оставлять рынок услуг такси. В кризис очень сложно выживать, а это значит, что потеря кадров неизбежна. Цены будут падать. В конечном счёте, в коротком периоде времени в выигрыше будет только потребитель. Но после того, как отечественных операторов такси задавят, варяги поднимут цены, и с ними уже будет сложно бороться. Их цель — монополизация рынка.

Валерий Буторин, директор «Атлас-Групп» (таксопарк «Атлас»):

— Надо понимать, что соглашение между Яндексом и Убером — это пока что пакт о намерениях. Не было даже заявки о данной сделке в ФАС. И не факт, что ФАС эту заявку утвердит: это же создание монопольного агрегатора. Если к тому моменту Gett не предпримет каких-то шагов, то мы получим монополиста.

Единственное, что изменится, если они все-таки объединятся, это материальное состояние водителей. Сейчас агрегаторы борются за водителя доплатами, но в случае объединения необходимость в материальной стимуляции отпадет. Но и сейчас большинство водителей, которые заботятся о себе и о машине, предпочитают работать с крупными таксопарками. С приходом диспетчерских, с приходом агрегаторов смысл работы таксопарков по так называемой «белой схеме» исчез. «Белая схема» — это официальный выпуск машин, официальное прохождение техосмотра, медосмотра. Это то, что требуют проверяющие. После пары таких визитов «белый» решит, что пора спасать бизнес и перекрасится в «серый». В итоге на рынке таксомоторных перевозок остаются либо крупные компании со стажем в 6-7 лет со сложившейся структурой, либо частные водители.

Наши методы (такси «Атлас» — прим. ред.) не сильно отличаются от методов агрегаторов. Мы знаем особенности местного рынка, стараемся сохранить лояльность клиентов. Сейчас наши мы занимаем примерно 20-25% рынка. Понятно, что пассажир голосует рублём. Поэтому, если нас будут давить ценами, то и мы будем снижать тариф. После прихода агрегаторов мы потеряли примерно четверть клиентов. Люди ушли туда, где дешевле, где были бесплатные поездки. Сейчас начинается обратный отток, в том числе, и из-за непредсказуемости цен на перевозку.

На старте агрегаторов на новосибирском рынке доплата водителю за заказ составляла 250-300 рублей. Сейчас доплата идёт за выполнение индивидуального суточного или недельного плана.

Не думаю, что дойдем до поездки за 50 рублей в любую сторону, как в Стерлитамаке или Воркуте. У таксистов Новосибирска рука не поднимется ехать за такую цену. А если поднимется, то, значит, и мы будем за такую цену катать.

Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
Инспектор ФНС вызвал вас на встречу и просит доплатить налоги. Что делать
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров