Новосибирск, 18 авг 2022, 06:02

Не место на отвале: как ТЭЦ Новосибирска наращивают сбыт угольной золы

Читать в полной версии
(Фото: все - sibgenco.ru)

Сибирские энергетики отказались от строительства новых золоотвалов для действующих генерирующих мощностей. Растет популярность золы-уноса как компонента — ее отгружают производителям строительных материалов. РБК Новосибирск разбирался — для чего нужно это сырье, и кто ее использует

В июне правительство России утвердило комплексный план, разработанный Минэнерго, по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов, которые образуются в результате сжигания угля, торфа в энергетике.

«В результате реализации плана в хозяйственном обороте останется до 3 тыс. га земель, то есть исчезнет необходимость их использования для размещения отходов. Вторичное применение золошлакового сырья заместит до 15 млн т природных ресурсов ежегодно и предотвратит выброс до 6 млн т парниковых газов в СО2-экв. Кроме того, до 2035 года угольные ТЭС сэкономят до 60 млрд руб. в связи с исключением необходимости расширения ёмкостей золоотвалов», — приводятся слова вице-премьера Александра Новака в сообщении правительства РФ.

Утвержденный план особенно значим именно для Сибири, где традиционно преобладает угольная генерация. Исполнителями пилотных проектов в регионах назначены субъекты РФ и представители энергетической отрасли.

По данным Минэнерго, если ситуацию не менять, то до 2035 года на строительство новых золоотвалов в России придется направить 113,7 млрд руб. средств, большая часть которых будет включена в тарифы для потребителей.

Реализация новосибирских золошлаков

В энергетике угольная генерация для Новосибирской области основная. В регионе еще до утверждения комплексного плана активно занимались продажей золошлаков. Многолетний опыт в этой сфере накопила компания СГК, которая часть получаемых золошлаков реализует. Приобретаемое сырье используют предприятия по производству бетонов, строительных растворов, гидроизоляционных материалов, сухих строительных смесей, гидроизоляционных материалов и пр. Также золошлаки используются в дорожном строительстве, для планировки земельных участков, рекультивации.

Одним из наиболее востребованных видов золошлаков является зола-унос.

Зола-унос — один из трех основных типов золошлаков, мелкодисперсная сухая субстанция, которая образуется при сгорании угля, улавливается электрофильтрами и оседает в специальных бункерах. Второй вид — шлаки. Они образуются в котле, это более крупные несгораемые стекловидные минеральные частицы. Третье — ЗШМ — золошлаковый материал. Это микс золы-уноса, шлака и воды, который в виде пульпы поступает на золошлакоотвалы.

Основной потребитель золы-уноса, которому СГК отгружает сырье — завод кровельных гидроизоляционных материалов в Юрге «Технофлекс». Предприятие перерабатывает в год более 40 тыс. тонн угольной золы. На завод поставляют сырье в основном с Новосибирской ТЭЦ-5, а также со станций Красноярска и Барнаула. Материал используют в качестве наполнителя в производстве рулонной гидроизоляции.

Один из способов доставки золы-уноса на производство — в вагонах-цементовозах

«Мы искали альтернативу минеральному порошку, который добывается из недр. В итоге наши специалисты предложили использовать золу-унос. Мы обратились к СГК, провели анализ состава и пришли к выводу, что сырье полностью удовлетворяет нашим требованиям по составу, плотности и влажности», — рассказал директор ООО «Завод Технониколь-Сибирь» Максим Ларин.

Максим Ларин

Юргинский «Технофлекс» входит в корпорацию «Технониколь». Это один из крупнейших заводов-производителей гидроизоляционных и кровельных битумно-полимерных мембран в России. Предприятие поставляет свою продукцию в регионы Сибири, Дальнего Востока, экспортирует в Казахстан, Монголию и Китай.

На завод золу-унос доставляют автомобилями и по железной дороге. Золу в специальном закрытом ангаре ссыпают в емкость, далее с помощью сжатого воздуха идет перекачка в силосы хранения. На производстве зола добавляется в битумно-полимерную смесь для придания особых прочностных свойств, что увеличивает срок эксплуатации рулонной кровли (более 20 лет). Потом эта смесь наносится на рулонное покрытие и в конце оно покрывается защитной пленкой или песком.

Процесс производства рулонной кровли

«Для каждого материала подбираем отдельную рецептуру. Сейчас на производстве в качестве наполнителей для битумной смеси используется до 70% золы и около 30% минерального порошка. В будущем возможно полное замещение последнего. Среди всех заводов нашей корпорации с золой работают не все предприятия, можно сказать, что это наше ноу-хау», — отметил замдиректора по качеству Василий Судаков.

Предприятие может производить в сутки более 100 тонн продукта, что достаточно для строительства 1 км автомобильной дороги

Из-за сезонности спроса летом загрузка производства максимальна. В холодное время года мощность предприятия уменьшается, часть продукции идет на склад — создается товарный запас.

За год завод производит более 23 млн кв.м рулонных материалов

Эта картина характерна и для других предприятий-потребителей, — основной пик приходится на летний период. Наибольшее образование золы-уноса на ТЭЦ, наоборот, выпадает на зиму: спрос и предложение не всегда совпадают по графику.

«Растет доля покупателей, приобретающих золу стабильно независимо от времени года. При наращивании реализации золы в качестве вторсырья нам удается увеличивать срок жизни наших золоотвалов, что имеет большой плюс в первую очередь для экологии», — рассказала начальник отдела продаж Новосибирского филиала СГК Анастасия Ефремова.

Золошлаки относятся к пятому, самому низкому классу опасности отходов, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов. К этому же классу отнесены все виды отходов, образующиеся в быту — они практически не наносят вреда окружающей среде.

Радиационная безопасность золы подтверждается периодическим контролем в федеральных аккредитованных центрах Роспотребнадзора. Это относится ко всем маркам угля, сжигаемого на станциях СГК.

Перспективы по золе

По итогам семи месяцев 2022 года крупнейшая в Новосибирске ТЭЦ-5 поставила потребителям более 36 тыс. тонн золы-уноса. Это в два раза больше, чем в прошлом году.

«ТЭЦ-5 производит в год в среднем 180-200 тысяч тонн золы, поэтому в будущем объем поставок планируется увеличивать. Уже в этом году показатели по отгрузке с ТЭЦ-5 могут вырасти до 50 тысяч тонн», — добавила Анастасия Ефремова.

Погрузка золы-уноса на ТЭЦ-5 в автоцеметовоз.

Возможность поставлять золу-унос потребителям есть у 10 предприятий СГК. Два из них расположены в Новосибирске: ТЭЦ-3 и ТЭЦ-5, в советское время многие станции проектировались с расчетом на синергию со смежными отраслями по использованию золы. С крупнейшей станции Новосибирска сырье поставляют производителям кровельных гидроизоляционных материалов (43% от объема реализации), производителям бетона и ЖБИ (33%), производителям сухих строительных смесей (20%).

Производители автоклавного газобетона тестировали золу Новосибирской ТЭЦ-3 в опытно-промышленном производстве еще с 2019 года. Результаты испытаний и производства показали возможность замещения песка и других инертных материалов, применяемых в производстве газобетона.

Зола-унос бурого угля имеет вяжущие свойства и, замещая в бетонной смеси до 20% цемента, приводит к улучшению его показателей. Зола каменного угля снижает себестоимость конечного продукта, замещая песок, который требует дополнительного помола.

В прошлом году на ТЭЦ-5 был реализован инвестпроект — установлено новое оборудование для сокращения времени на отгрузку золы с одного бункера с 40 до 15 минут. Станция подключила все электрофильтры к схеме отбора и отгрузки золы-уноса. В СГК перестроили схему продаж золы «под ключ». Заключены договоры с перевозчиками на поставку до конечного потребителя, что повысило привлекательность продукта для клиентов.

Сейчас на Новосибирской ТЭЦ-5 ведутся проектно-изыскательские работы по модернизации схемы отбора и отгрузки сухой золы-уноса. Проект будет готов в 2023 году, а строительство завершат в 2025 году. Будут построены два силоса для хранения сырья объемом 450 куб. м каждый. Это позволит нарастить реализацию сырья до 150 тыс. тонн. В проекте предусматривается также станция для отгрузки золы в мягкие контейнеры от 300 до 1,5 тыс. кг.

На Новосибирской ТЭЦ-3 завершены проектно-изыскательские работы по созданию системы отбора и отгрузки золы-уноса от электрофильтров восьми котлов. Перспективы отгрузки — более 40 тыс. тонн в год, против нынешних 5 тыс. тонн. В компании пояснили, что практически все системы отбора и отгрузки золы были построены еще в советское время — они устарели физически и морально, нужна масштабная модернизация.


Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте

Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой