ЦБ выявил недобросовестные практики при автокредитовании в Новосибирске
За девять месяцев 2024 года от жителей Новосибирской области поступило 82 жалобы в Банк России на навязывание дополнительных услуг кредиторами и страховыми компаниями. Число обращений стало почти в 2 раза меньше по сравнению с таким же периодом прошлого года. Об этом сообщили в Сибирском ГУ Банка России. Однако В ЦБ РФ отметили, что стали чаще выявлять недобросовестные практики при автокредитовании.
Наибольшее число жалоб в 2024 году поступило на банки — 63 обращения. На втором месте МФО — 13 обращений. Далее идут страховые компании (2 обращения) и другие участники рынка (4 обращения).
«Жалоб на такую токсичную практику, как мисселинг, когда под видом одного продукта продается другой, не поступило ни одной (год назад — 37 обращений)», — сказано в сообщении регулятора.
Чаще всего новосибирцы сталкивались с навязыванием, когда обращались в банки за потребительским кредитом (28 жалоб). Это в 2 раза меньше, чем было за аналогичный период прошлого года.
В шести обращениях граждане сообщили, что им навязывали дополнительные услуги при оформлении ипотеки. Девять жалоб поступило на навязывание при получении автокредитов.
«Банк России все чаще выявляет недобросовестные практики при автокредитовании в ходе контрольных закупок или проверок. Например, когда при покупке машины в кредит или при подключении каких-то платных услуг клиенту делают скидку на авто. Однако если человек досрочно закроет долг или откажется от дополнительных опций в течение «периода охлаждения», с него продавец будет требовать вернуть предоставленную скидку. Часто клиент об этих условиях не знает и сталкивается с ситуацией, что остается должен за машину, за которую вроде бы полностью рассчитался. Нарушается право человека на досрочное погашение кредита и на отказ от ненужных услуг», — сообщила первый замначальника Сибирского ГУ Банка России Марина Асаралиева.
Как ранее сообщал РБК, крупные банки предупредили автодилеров о разрыве сотрудничества и «блокировке» партнеров за включение невозвратных дополнительных услуг в «тело» автокредитов. Участники рынка пошли на это по рекомендации Банка России.
В информационных письмах банки сообщают дилерам, что впредь не будут выдавать автокредиты по заявкам, если в «тело» ссуд включена стоимость дополнительных услуг, которые де-факто являются невозвратными, поясняет вице-президент ассоциации РОАД Алексей Григорьев. Например, если страховая компания при обращении клиента откажет ему в возврате продукта, то такого поставщика услуг банк заблокирует и не будет работать с ним.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте