Бизнес в метро: перспективы, нюансы, затраты
«В Новосибирском метрополитене самый низкий тариф на поездки по России, — рассказал консультант информационно-аналитического отдела МУП «Новосибирский метрополитен» Ярослав Толстов. — Метрополитен, единственный в России, не получает бюджетных субсидий».
Специалист отметил, что в такой ситуации стимулирование притока дополнительных доходов — способ поддерживать социальный уровень тарифов и рабочее состояние подвижного состава, систем и механизмов.
Высокую долю дополнительных доходов (в зависимости от сезона 10-20%) занимают доходы от аренды помещений и площадей. «Сдача помещений в подуличных переходах и вестибюлях помогает также обеспечить пассажирам дополнительный комфорт — они могут перекусить, купить цветы или игрушку в подарок на праздник, выпить кофе», — отметил Толстов.
Сколько стоит аренда
Сейчас площади в Новосибирском метрополитене арендуют более 100 предпринимателей. Павел Редин, руководитель контактной службы МУП «Новосибирский метрополитен» рассказал, что площади сдаются через конкурсные процедуры. Редин подчеркнул что стоимость аренды устанавливается по факту оценки, которую проводит независимая оценочная компания, сам метрополитен максимально дистанцирован от этого процесса.
Трафик в новосибирском метро превышает проходимость всех торговых центров Новосибирска вместе взятых. Трафик самых проходимых станций метро выше трафика «МЕГИ» и «Ауры».
За прошлый год Новосибирский метрополитен перевез 83 млн человек. По этому показателю подземка занимает третье место в России. В среднем за сутки Новосибирский метрополитен перевозит более 220 тыс. человек. На двух ветках метро: Дзержинской и Ленинской задействовано более сотни вагонов подвижного состава.
В тройке лидеров по трафику конечные станции — «Заельцовская» и «Площадь Маркса», на третьем месте — «Площадь Ленина». В отделе аренды предпринимателей могут сориентировать по трафику каждого вестибюля и подуличного перехода.
«В целом цена аренды регулируется спросом, зависит от площади, станции, — пояснил Редин. — Средняя конкурсная цена, по которой мы сдаем площади под киоски и павильоны — 3,9 тыс. руб., площади от 5 до 30 кв. м».
По словам начальника контрактной службы, метрополитен формирует лоты и размещает их на сайте закупок. Требования к арендаторам стандартные, продиктованные, в основном, требованиями законодательства.
При высокой популярности мини-кофеен год-два назад руководство метрополитена получало жалобы от пассажиров на то, что их в вагоне нечаянно облили кофе. После совместного с арендаторами поиска решений в метрополитене пришли к компромиссу: теперь кофе продают только в закрытых стаканах с трубочками в специальном полиэтиленовом пакете.
В аренде площадей в метро есть определенные отраслевые тренды: прибыль приносят киоски с выпечкой и фаст-фудом, цветами, сувенирами и кофе. Компаний, предоставляющих услуги, в общей массе немного.
«Были времена, когда были очень популярны киоски вейпов, на каждой станции был бум. Все регулирует рынок, мы мониторим соотношение наших арендаторов по сферам», — говорит Толстов.
Павел Чащин, руководитель компании «Сибирский центр комплектации»:
— Наша сеть, это кофейни и выпечка, работает в метрополитене давно. Покупателей больше всего утром и вечером, зимой в разы больше, чем летом. Сильная сторона торговой точки в метро — большая проходимость. При этом поток нужно суметь монетизировать: в переходах хорошо идут мелкие, недорогие товары, которые людям требуются ежедневно.
Про эксперименты и аппараты
Одним из популярных типов малоформатной торговли считают вендинг — установку торговых аппаратов. Редин рассказал, что скоро в метрополитене появятся постоматы — аппараты для выдачи посылок интернет-магазинов.
По прогнозу АКИТ, к концу 2019 года объем рынка онлайн-торговли в России может увеличиться на 32,5% — до 2,2 трлн руб. По данным Яндекса, 40% новосибирцев использовали доставку в постамат при покупке в российских интернет-магазинах.
При этом в целом доля вендинговых аппаратов в структуре арендаторов метро весьма невысока. «Мы продаем площади по твердой ставке за квадратный метр, операторам автоматов интереснее условия, привязанные к объему продаж», — пояснил Редин.
С размещением банкоматов другая ситуация. Спрос на увеличение их числа в вестибюлях станций есть, а с техническими возможностями все не так просто. «Когда идешь по вестибюлю, кажется, места много. Однако банкомат — тяжелое оборудование, отсюда высокая степень давления на пол. Из-за особенностей перекрытия их нельзя поставить много в ряд по техническим условиям», — рассказал Толстов.
Наталья Кошелева, вице-президент Ассоциации малоформатной торговли:
— В метро востребованы товары повседневного спроса. Есть ниши, которые пустуют в связи с законодательными ограничениями. Например, в переходе у метро хорошо бы работал аптечный киоск, но получить необходимую лицензию ему не удастся. Раньше возникали предложения сокращать число торговых точек в метро, ограничить виды деятельности для арендаторов. Ассоциация малоформатной торговли не поддерживает такие решения, такие проекты надо обсуждать с предпринимательским сообществом.
Реклама и промоушн
Рекламные поверхности в метро в среднем сдают за 2 тыс. руб./кв.м. Все рекламные изображения проверяют на соответствие требованиям закона. «Стоимость лотов по рекламным поверхностям устанавливается также с помощью независимых оценщиков в зависимости от смотрибельности места и проходимости зоны размещения» — рассказали в метро. При этом лоты, которые продает метрополитен, укрупненные, что в целом снижает риски МУПа.
Новосибирцы регулярно встречают у метро промоутеров, которые распространяют газеты или рекламные листовки. В метро такая деятельность запрещена. «Идет поток людей, и если он будет огибать распространителей, это будет создавать не только неудобства, но и риски», — поясняет Толстов.
При этом торговля картинами в переходе на станции «Сибирская» санкционирована метрополитеном, музыканты на «Речном вокзале» и в переходе на «Сибирской» также выступают официально. Толстов рассказал, что в метрополитене у них проверяют документы о том, что у них есть музыкальное образование.