Эксперты оценили риски «слежки» ФНС за покупателями квартир
Как указано на официальном сайте ведомства, Банк России на постоянной и регулярной основе будет предоставлять сотрудникам налоговой данные из 49 форм отчетности кредитных и некредитных финансовых организаций, страховых и клиринговых компаний, инвестиционных фондов и даже ломбардов. Изменения уже вступили в силу после подписания дополнения к соглашению об информационном взаимодействии между ЦБ РФ и ФНС.
«Налоговые органы будут использовать эти сведения для контрольно-аналитической работы в отношении данных компаний, в том числе при оценке рисков совершения налоговых правонарушений», — комментируют новость в налоговом ведомстве.
В беседе с РБК Новосибирск, гендиректор агентства недвижимости «Жилфонд» Александр Чернокульский отметил, что данная практика несет явные риски для физических лиц.
Банки широко используют выдачу ипотечных кредитов по «справке по форме банка». «Если компания, выплачивая «серые доходы», выдала такую справку своему сотруднику, то эта информация будет использована ИФНС для обращения взыскания. Ведь компания по сути письменно призналась в неуплате НДФЛ и отчислений в соцстрах», — объяснил он.
Эксперт сообщил, что в 2017 году в РФ было выдано 1,1 млн ипотечных кредитов. «При численности трудоспособного населения в 76 млн, с учетом того, что ипотеку чаще всего беру семейные люди, получив из банков информацию ИФНС будет обладать данными о реальных доходах 2-2,5% населения. С точки зрения статистики — это хорошая выборка», — отметил Чернокульский.
Собеседник также добавил, что если продавцы «занизили» стоимость квартиры, то данный факт можно будет легко выявить, и продавцу будет доначислен НДФЛ с дохода от продажи недвижимости»
Заместитель генерального директора ООО «Сибирская Юридическая Компания» Анна Левенсон уверена, что информационное взаимодействие, основанное на возможностях ИТ-систем, активно развивают не только контрольные органы в РФ.
«Это общемировая практика, — отметила она, — Современные способы обработки информации дают возможность организовать анализ и контроль на невиданном ранее уровне».
По ее словам, соглашение между ФНС и Банком России касается обмена информацией, преимущественно о деятельности организаций. При этом Банк России получает информацию для осуществления надзора за финансовыми организациями и эмитентами, а налоговый орган — для целей налогового контроля как за финансовыми, так и иными организациями.
«Речь идет, например, о сверке отчетности, которая представляется налоговому органу, с отчетностью, которую представляют организации банкам. В зоне интересов Центрального банка находятся и сведения, которые научились консолидировать налоговые органы о так называемых организациях-однодневках», — прокомментировала Левенсон.
По ее мнению тотальный надзор за гражданами пока не организован в этой сфере, но он не за горами. «Контроль за сделками с недвижимостью налажен давно благодаря информационному обмену между органами государственной регистрации недвижимости и налоговыми органами, а также с помощью вмененных налоговых баз, в частности, внедрены минимальные для целей налогообложения налоговые базы — 70% от кадастровой стоимости», — объяснила Левенсон.