Депутат: долги «Экологии-Новосибирск» могут лечь на бюджет области
О «мусорной» концессии
В Территориальной схеме, которая была принята в нашей области еще в 2016 году и которой мы очень гордились перед федеральными министерствами (мы были третьими в России) предусмотрено строительство 88 промежуточных накопительных площадок.
Напомню, это основополагающий момент всей Терсхемы НСО, именно от этих накопительных площадок рассчитаны все дальнейшие схемы транспортировки мусора. Так вот, сегодня построено всего 2 из 88 таких накопительных площадки.
Также в Терсхеме и в госпрограмме, то есть с 2016 года, предусмотрено строительство в Новосибирской области 15 новых современных полигонов и сортировочных комплекса. Два из них это Раздольное и Верх-Тула, по которым уже в 2016 году было заключено концессионное соглашение с ООО «Экология-Новосибирск», но эти МСК и полигоны до сих пор не построены и даже согласованных проектов этих полигонов у концессионера еще нет. По этой причине, депутаты Заксобрания в 2018 году предлагали Губернатору расторгнуть это концессионное соглашение, как крайне невыгодное для бюджета.
Сегодня из этого списка новых полигонов построен только один (Карасук), остальные стоят на очереди. Из семи полигонов предлагаемых Минэкономразвития в концессии, обсуждается пока только три. Условия концессий до сих пор не сформированы, так как у министерств много претензий и разногласий в подходах. И по этому параметру мусорная реформа не дала заметных результатов.
О ликвидации свалок
В соглашении МинЖКХ с регоператором перечислено 885 мест несанкционированных свалок, которые в идеале должен ликвидировать региональный оператор «Экология-Новосибирск». Но у регоператора нет на это собственных средств. И у муниципалитетов, на чьей территории зафиксированы эти свалки, тоже нет лишних бюджетных средств.
В итоге количество несанкционированных свалок, может быть, и не растет, но и не сокращается. Специальных средств на их ликвидацию просто не заложено в бюджетах муниципальных образований и область в этом не помогает. Выходит, что по этому параметру поставленные цели не достигнуты.
Об экономическом рычаге
Вспомним еще один постулат мусорной реформы. Нам говорили, что при новой системе оплата за вывоз мусора будет осуществляться только после доставки его на полигон. Поэтому перевозчикам якобы выгодно самим собирать этот мусор с любого места, в том числе и с несанкционированных сволок, потому что это и есть их основной заработок, экономический рычаг реформы.
Но в реальных условиях все получилось совсем не так. В договорах регоператора с перевозчиками прописаны вполне конкретные объемы мусора, которые он должен вывезти со своей территории. Объемы взяты из терсхемы обращения с отходами и рассчитаны они по нормативам, утвержденным Департаментом по тарифам.
О конфликте с перевозчиками
Как выяснилось в мае 2019 года, региональный оператор оказался не готов оплачивать в полном объеме даже те плановые объемы, которые сам прописал в договорах с перевозчиками. Начиная с апреля 2019 года регоператор перевозчикам оплачивает только 60% фактически вывезенного мусора.
В июне долг регоператора перед перевозчиками составлял около 500 млн. рублей, в сентябре — более 700 млн. рублей, в октябре сумма долга, скорее всего, достигнет 800 млн. рублей. Перевозчики по ситуации с долгами регоператора обращались в МинЖКХ, к губернатору, в Законодательное собрание.
Подробнее об истории конфликта между регоператором и перевозчиками — на РБК Новосибирск
По поводу сокращения долга неоднократно проводились различные совещания, создавались рабочие группы при министерстве (на многих я сам присутствовал), но дело с мертвой точки так и не двигается, взаимные претензии до сих пор не разрешаются. У некоторых перевозчиков кредиторская задолженность регоператора достигает около 100 млн. рублей, а это может привести перевозчиков к банкротству. Если обанкротятся перевозчики то кто же будет вывозить мусор из наших дворов?
У самого регионального оператора нет мусоровозов, нет даже собственных контейнеров, в которые этот мусор накапливается. Вот вам и еще один итог мусорной реформы в нашей области с этим регоператором. На мой взгляд, это полный провал реформы в части упорядочивания взаиморасчетов между участниками рынка обращения с отходами в нашей области.
О путях решения проблемы
В своем обращении к губернатору по результатам проведенного совещания с перевозчиками я предлагал губернатору Травникову в срочном порядке лишить регоператора его статуса, а все собираемые с населения средства замкнуть непосредственно на министерство ЖКХ, так как с такими долгами регоператор вполне может к концу года объявить себя банкротом. По соглашению, подписанному МинЖКХ с ООО «Экология-Новосибирск», в случае невыполнения одной стороной своих обязательств вторая сторона будет обязана возместить все затраты, понесенные третьими лицами в результате невыполнения первой стороной своих обязанностей. Таким образом, долги регоператора могут лечь на бюджет Новосибирской области.
Если региональный оператор своими действиями или бездействием откровенно доводит реальных перевозчиков мусора до банкротства, — это уже похоже на коммунальный произвол.
В пресс-службе регоператора отказались предоставить оперативный комментарий о долгах перед конкретными перевозчиками ТКО. РБК Новосибирск направил запрос регоператору «Экология-Новосибирск» с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию.