Андрей Гончаров: Новосибирский бизнес от этого кризиса оправится быстрее
Андрей Гончаров закончил НГПУ и Новосибирский гуманитарный институт. Во время работы в Горсовете был председателем комиссии по городскому хозяйству. С 2014 года — глава Кировского района, в январе 2019 года назначен на пост регионального министра промышленности, торговли и развития предпринимательства
— Андрей Александрович, как вы оцениваете самочувствие мелкого и крупного бизнеса в Новосибирске?
— Оно стабильное. По общей картине мы чувствуем себя лучше других регионов. Есть пострадавшие отрасли, их видно. Общепит, гостиницы, торговые центры. Тысячи предпринимателей обратились за поддержкой и получили ее.
Из 37 тыс субъектов в реестре МСП, работающих в пострадавших отраслях, 21,6 тыс. обратились за получением субсидий. Большая часть из них (15,4 тыс.) — это индивидуальные предприниматели.
Мне бы хотелось, чтобы все предприятия обращались и получали причитающуюся им поддержку. Если есть предложения, варианты выхода из этой сложной ситуации, мы как власть готовы их воспринимать четко и адекватно.
— Кому пришлось тяжелее: мелкому бизнесу или крупному?
— Возможности и проблемы есть и там, и там. Это зависит от многих факторов, от возможности диверсификации. В бизнесе не нужно складывать все яйца в одну корзину: многие переключались на другие форматы. Тот же общепит, — многие ушли в онлайн-торговлю, работу на вынос, сделали из этого хороший продукт, упаковали его красиво, как конфету.
От масштаба бизнеса зависит и возможность взять деньги, например, микрозайм в пять миллионов можно взять за пару дней, а кредитную линию в миллиард крупному предприятию реально взять лишь за месяц. Крупный бизнес говорит, что главная мера поддержки была, что им позволили работать.
— Как удалось этого добиться? В Новосибирской области и стройки, и салоны красоты заработали гораздо раньше других областей.
— Это диалог. Мы находились в контакте и диалоге со многими предпринимательскими сообществами. С теми, кто до сих пор закрыт, мы общаемся буквально каждый день.
Кризис и пандемия усилили роль предпринимательских сообществ в Новосибирске
В кризисные моменты люди начинают объединяться, общая забота сплачивает. Если идет автобус в глухом лесу и там поломалось колесо и автобус встанет, в нем найдутся люди, кто поможет водителю открутить колесо и его починить, часть будет руководить из окна, подсказывать и давать советы, а часть будет говорить, что те, кто чинят колесо, работают неправильно.
Бизнес в целом понял, что люди могут и поодиночке бегать и стучаться в дверь, но большего добиваются те, кто смог консолидироваться.
За этим столом в кабинете министра побывало 6-7 предпринимательских объединений. Мы от уровня губернатора до министра спокойно и открыто разговариваем с ними.
Скоро все вернется на круги своя, люди пойдут покупать одежду и обувь, будет эффект отложенного спроса. Я думаю, что у нас хороший потенциал, и мы от этого кризиса быстрее оправимся.
— Рестораторы выражали озабоченность: будут ли после отмены самоизоляции у людей деньги ходить по ресторанам. Платежеспособный спрос упал.
— Уверен, что их публика никуда не денется. Если у ресторана есть имя, и он переедет с площади Ленина в другой район, люди к нему поедут. У нас по ресторанам ходят на сервис, на меню, на личность ресторатора. Со времени последнего кризиса мы крепко встали на ноги. Многие предприниматели успели сформировать некую подушку безопасности.
— Такие этические правила особенно ценны для вас в бизнесе в эпоху турбулентности?
— В Сибири всегда ценилось купеческое слово. Я бы наших предпринимателей возил в Колывань, в краеведческий музей. Там потрясающие истории о духе сибирского бизнеса.
Скажем, купцы из Колывани ездили на Всемирную выставку в Париж со своими товарами. При этом S7 не было, была лошадь, сани или повозка и долгая дорога.
Есть тема про социальную ответственность бизнеса. Для многих это заканчивается словами: «Я налоги плачу». Мне бизнес нравится, который не кричит, а молча помогает тем, кто вокруг. Сам вызывается. Кто— то еженедельно и годами привозит фрукты детям в онкодиспансер. Кто-то приходит и детскую площадку строит в своем районе. Помогать — это привычка, а не декларация. У нас много таких примеров, и я часто узнаю такие истории про своих знакомых вообще от третьих лиц. И практически все помогающие предприниматели говорят — никакого пиара и огласки. Мне хотелось, чтобы таких ответственных людей было больше.
В полной версии интервью Андрея Гончарова — о том, какого бизнеса не хватает в Новосибирске и об актуальных мерах нематериальной поддержки бизнеса