Новосибирск, 22 ноя 2023, 06:26

Заявку на создание особой экономической зоны в ПЛП направят в 2024 году

Читать в полной версии
Фото: economy.gov.ru

Власти Новосибирской области планируют в I квартале 2024 года обратиться в Министерство экономического развития РФ с заявкой на создание особой экономической зоны (ОЭЗ) на территории «Промышленно-логистического парка» Новосибирской области. Об этом РБК Новосибирск рассказали в региональном Минэке.

«Создание ОЭЗ на территории региона отвечает главным стратегическим задачам России — развитию импортозамещающих производств и производств с высоким экспортным потенциалом, при этом является логичным этапом развития транспортно-логистического хаба в Новосибирской области. ОЭЗ предлагают бизнесу ряд конкурентных преимуществ, в том числе по локализации производства в Сибири и выходе на евразийский рынок», — сообщили в министерстве.

В сентябре этого года, на XII Всероссийском форуме территорий развития и инвестиций «ИнПарк — 2023», министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников рассказал о создании под Новосибирском особой экономической зоны (ОЭЗ).

В Министерстве экономического развития Новосибирской области сообщили, что создание ОЭЗ инициировала «группа компаний», которая специализируется на международных и внутрироссийских контейнерных перевозках. ООО «Северный Парк Развитие», входящее в Группу, решило разместить ОЭЗ на собственной земле.

Согласно данным «Контур.Фокус», ООО «Северный Парк Развитие» зарегистрировано в Новосибирске в мае 2022 года. В организации трудоустроен один сотрудник. Генеральным директором юридического лица является Александр Низовских, ранее работавший на этой же должности в ООО «Новосибирский транспортный терминал». Учредителем компании «Северный Парк Развитие» является Павел Трухин. Он владеет 50% уставного капитала в московской компании «Т1», которая специализируется на контейнерных перевозках. Компания «Т1» называет себя крупнейшим российским оператором контейнерных поездов.

ОЭЗ займет земельный участок площадью 600 га в 9 км от аэропорта Толмачево, в 3,5 км от Транссибирской магистрали и «в непосредственной близости» от транспортно-логистического центра «Сибирский», крупнейшего за Уралом.

«В настоящее время определен якорный резидент планируемой ОЭЗ — компания ООО «Новосибирский транспортный терминал». Терминал в Новосибирской области с возможностью обрабатывать полносоставные контейнерные поезда станет крупнейшим в Сибири. Запуск этого терминала позволит нарастить объемы перевозок на Транссибирской магистрали грузов в контейнерах и ускорит доставку импорта с Дальнего Востока», — рассказали в новосибирском Минэкономразвития.

Особая экономическая зона — территория c льготным режимом предпринимательской деятельности, на которой может применяться процедура свободной таможенной зоны.

Особый режим предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ предполагает содействие в обеспечении «объектами инженерной инфраструктуры» за счет средств регионального бюджета, что позволит уменьшить издержки на запуск нового производства. Режим свободной таможенной зоны дает резидентам таможенные льготы, налоговые преференции, упрощенную систему взаимодействия с государственными регулирующими органами.

Кроме экономически обоснованных, фактических плюсов от создания ОЭЗ, имеются также и косвенные преимущества. Это «удобная географическая локация, свободные территориальные решения для эффективного развития конкретных направлений, возможность формирования новых производственных стратегий», рассказали в региональном Минэке.

На конец июля 2023 года в России, по данным Министерства экономического развития РФ, действовало 50 ОЭЗ. Объем инвестиций, вложенных в проекты, составил 900 млрд руб. Резиденты выплатили в бюджеты разных уровней налоги на общую сумму 176 млрд руб.

Заведующий кафедрой мировой экономики, международных отношений и права НГУЭУ Денис Борисов отметил, что создание особых экономических зон практикуется во всем мире. В России, по его словам, «имеет место достаточное количество таких экономических инициатив», но «крайне мало примеров для зависти «всему миру назло».

В качестве причин невысоких результатов Борисов назвал удаленность российских ОЭЗ от основных мировых рынков, размещение вдали от логистической инфраструктуры и «неэкспортный характер хозяйственной деятельности».

В то же время эксперт отметил, что создание ОЭЗ на территории ПЛП Новосибирской области имеет шансы на развитие из-за переориентации внешнеэкономических связей России на страны Востока.

По мнению Борисова, ОЭЗ под Новосибирском будет интересна китайским или российско-китайским компаниям, которые намерены выйти или расшириться на российском рынке. «Сегодня в Китае бум на рынке электрокаров, появляются новые производители, ищущие возможности расширения и развития. Учитывая, что одна из проблем китайского автопрома — адаптация программного обеспечения своих автомобилей под зарубежные рынки, — а сибирская школа программирования — сложившейся факт, то может получится не просто отверточное производство, но и весьма интересная взаимовыгодная кооперация», — высказался эксперт.

По его мнению, новосибирская особая экономическая зона привлечет и страны Средней Азии, которые заинтересованы в расширении своего присутствия на российском рынке.

«Потенциал многообещающий, но важно не забывать, что иметь возможности и их реализовать — это вещи схожие, но не всегда и даже часто не совпадающие. Большое значение будет иметь характер производств, которые будут размещаться; тарифные и нетарифные условия, которые в конечном итоге получит создаваемая ОЭЗ; активности региональных институтов развития по привлечению иностранных и отечественных компаний; способность власти выстроить вовлеченную коммуникацию с федеральным центром для поддержки этой ОЭЗ; дальнейшая динамики инфраструктурного развития Новосибирской области», — подытожил Борисов.

Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте

Pro
В школах США и Европы появились «телефонные тюрьмы». Как это работает
Pro
Лучший работник, худший начальник: кого не стоит повышать
Pro
Погиб «британский Билл Гейтс». Кем был владелец затонувшей яхты Bayesian
Pro
Вывод капитала из Китая достиг нового рекорда. Куда утекают эти деньги
Pro
Как платить налоги с 2025 года состоятельным инвесторам: разбор кейсов
Pro
Как работодатели в России борются с «тихими отпусками»
Pro
Обман на собеседованиях и проблема каст: как собрать команду из Индии
Pro
Топ-менеджеры не влияют на успех компании, выяснили ученые