СЭФ: Новосибирск становится для Азии окном в Россию
Форум собрал производителей, заинтересованных в продвижении своих марок на рынки Азии. В мероприятии принимают участие ведущие спикеры — директор по связям с госорганами Alibaba Group Сергей Лебедев, Пол Кэрол, основатель и генеральный директор компании GIBRelations, эксперты Высшей школы экономики и «Сколково», предприниматели, имеющие успешные кейсы по работе на азиатских рынках.
Эксперты «Сибирского экономического форума» — о проблемах и перспективах бизнеса с Азией
Алексей Мурзенок, директор по экспорту и развитию электронной торговли АО «Российский экспортный центр»:
— Услышал недавно такую фразу — если вы идете по улице, и навстречу вам идет улыбающийся человек, знайте — это экспортер. Азия — самый густонаселенный регион мира, экономика которого растет семимильными шагами. Сейчас в Китае зарплата в крупных городах гораздо выше московской, а ВВП одной только провинции Гуандун по прогнозам в этом году превысит ВВП России
Успех прошлого года — история с конфетами «Кроканд». По нашим подсчетам, их сейчас продается примерно на 8 млн баксов в месяц. Их в Китае называют «цицинхан», фиолетовая конфетка. Это большой успех томского KDV, что в Китае «зашел» не только вкус конфет, но и цвет упаковки. На свадьбах в Китае принято раскидывать конфеты такого цвета. И томичи ничего не угадывали, просто так случилось.
Если говорить о продвижении российских товаров в Азии, я советую больше использовать возможности маркетплейсов, ebay, alibaba.com. Делать свою российскую «алибабу» смысла нет, это будет стоить $3-5 млрд. Знаю, что подобные планы были у «Озона».
Валерий Кайгородов, руководитель Центра поддержки и защиты экспортеров в Российско-Китайской палате:
— Надо чаще рассказывать о России в китайском информационном пространстве. Скажем, продается отдельно сгущенка, мука. А то что из этого могут получиться вкусные блины — не всем понятно. Надо спуститься с небес, где мы рассуждаем о дружбе с Китаем, на землю, причем на китайскую землю. Знания российского бизнеса о конкретных рынках в Китае фрагментарны. Часто бывает, что экспортеры, столкнувшись с первым непониманием своего продукта в Китае, отыгрывают назад. Еще она проблема — контрафакт. Надо создавать механизмы защиты наших предпринимателей. Многие успешные предприниматели страдают, та же «Балтика» судилась пять лет и отбила одну из марок.
К тому же, мы многие вопросы глобализуем, а стоит обратить внимание и на мелочи. Например, есть ctrip.com, там миллиардами продают билеты и бронирования. Там можно разместить информацию о туристическом предложении бесплатно. Но качественного контента из России, оригинального, проработанного, там почти нет. Китайцы говорят, что мы знаем про Россию и Сибирь из прогноза погоды: часто говорят, что холодный ветер с Сибири принес нам понижение температуры.
Олег Ремыга, востоковед, руководитель направления «Китай» бизнес-школы «Сколково»:
— Тренд последнего времени — себестоимость производства в Китае становится все выше. В результате начали переносить промплощадки в соседние азиатские страны — Вьетнам, Индию.
Алексей Калинин, директор института исследования развивающихся рынков бизнес-школы «Сколково»:
— В Индии мы видим значительный рост экспорта в сфере ИТ, в автопроме, в фармацевтике. Индия предельно ориентирована на экспорт, ее вектор задан. Она пока отстает от Китая на 10-15 лет. И если со входом на рынок Китая мы запоздали, то идти в Индию самое время.
Регина Бударина, зампредседателя Общества российско-вьетнамской дружбы:
— После заключения договора между Вьетнамом и Евразийским экономическим союзом условия работы для предпринимателей из России стали гораздо выгоднее из-за обнуления таможенных пошлин. Древесина, медь, копчености, сыры, кондитерская продукция, мороженое, рыба, удобрения, — на все это есть спрос. Всплеск интереса во Вьетнаме к зерновым. Это не только пшеница, но и кукуруза соя. Кроме зерна, закупают медицинское оборудование, удобрения. Есть и положительный имидж страны, полмиллиона вьетнамцев в прошлом обучались в Советском Союзе и в России.
Борис Чесноков, президент Алтайской торгово-промышленной палаты, член Правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации:
— В экспорте могут быть непредвиденные сложности. Хотели поставлять мед в Китай, выяснилось, что требования фитосанитарного контроля выставлены по таким параметрам, которых мы и не знали. У нас в России даже центров нет, чтобы измерить и понять, соответствуем мы этим параметрам или нет. Чтобы наращивать объемы поставки зерна в Китай, требуется длительный путь, чтобы до этого дойти, надо пройти службы фитосанитарного контроля, сертифицировать семяна и поля, подобный опыт уже есть в Омской области и в Алтайском крае.
Сергей Колесниченко, гендиректор Ambex limited (Hong Kong) и профессор ВШЭ:
— Игорь Темиров, руководитель очень успешной в Китае компании SPLAT, говорил, что одна история — выйти на рынок, другая — выжить и заработать на этом рынке. Многие компании так и остались в первой стадии. Сейчас в России идет наработка компетенций, как войти на рынок.
Максим Леоненко, руководитель управления предпринимательства и инвестиционной политики:
— На мероприятиях, подобных Сибирскому экономическому форуму, основная ценность — практическая направленность. Все больше производителей из Новосибирска интересуются возможностями, которые предоставляет экспорт. Предприниматели Сибири воспринимают Новосибирск как точку притяжения, и это логично: именно Новосибирск во многом становится для Азии окном в Россию