Аудиторы нашли коррупционные риски в тратах на новосибирские дороги
По мнению экспертов КСП, Министерство транспорта области не владеет достоверной информацией о состоянии и протяженности дорожной сети региона.
«Отсутствие необходимой информации не позволяет Минтрансу осуществлять эффективное административное, экономическое и правовое регулирование в дорожной сфере», — сообщил аудитор КСП Валерий Алехин на заседании комитета по транспортной политике Заскобрания Новосибирской области.
По словам аудиторов палаты, проверка бюджета показала, что региональные власти полностью не выполнили работы по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги» в Бердске и Искитиме. Кроме того КСП выяснила, что государственные и муниципальные заказчики нарушали градостроительное законодательство: цены были установлены неправомерно, разрешения выдавались без правоустанавливающих документов, работы велись без проведения госэкспертизы и привлечения государственных надзорных органов.
«Ненадлежащие исполнение должностных обязанностей ответственными лицами Территориальное управление автодорог (ТУАД) и администрации Новосибирского района, а именно непринятия необходимых мер к подрядным организациям, нарушившим обязательства, предусмотренные контрактами, свидетельствуют о наличии коррупционных рисков», — заявил Алехин.
В пример Алехин приводит данные контракта ТУАДа на 70 млн руб. по реконструкции моста через реку Ояш. Просрочка контракта составила 10 месяцев, а компенсационные взыскания — 79 тыс. руб.
У представителей Министерства транспорта и подотчетного министерству ТУАДа нашлись возражения. «По поводу неэффективного управления и планирования не согласен категорически», — сообщил глава министерства Анатолий Костылевский.
Проблема контроля
Как сообщил РБК Новосибирск координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» Александр Стефанов, регион может, но не обязан контролировать выполнение работ. «Не все распорядители бюджетных средств пользуются правом контроля. Обычно они просто отдают деньги и перестают интересоваться тем, как осуществляется ремонт или строительство объекта», — замечает Стефанов.
По мнению координатора проекта, проблема недостаточного контроля может быть связана с низкой квалификацией специалистов-дорожников в управлениях региона или муниципалитета. «Если таких экспертов нет, чиновники обращаются к дорожной компании с предложением сделать техзадание под ее возможности. Подрядчик сам для себя обосновывает стоимость работ, сам себя контролирует», — говорит Стефанов.
По словам эксперта несоответствия приводят даже к тому, что приходится переделывать весь объект.
«Заказчику с его низкой квалификацией проще не заметить какие-то нарушения, иначе это приведет к срыву плана, неосвоению бюджетов и сокращению на следующий год, — комментирует Стефанов. — Поэтому, будучи заложниками ситуации, муниципалитеты принимают объекты, закрыв глаза».
Позиция Минтранса
Пресс-служба правительства со ссылкой на Минстранс сообщила, что все работы по проекту «Безопасные и качественные дороги» в 2017 году проходили в соответствии с действующим законодательством.
Врио министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский пояснил, что после 1 ноября 2017 года подрядчиками как в рамках гарантийных обязательств по заключенным контрактам, так и дополнительно, велась работа по устранению замечаний ГИБДД России по Новосибирской области. «Выполненные работы являлись дополнительными, и проводились за пределами муниципальных контрактов объектов проекта "Безопасные и качественны дороги"», - замечает пресс-служба правительства.
Министерство, по словам Костылевского, направило в Контрольно-счетную палату Новосибирской области пояснения о результатах проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета.
Читать по теме: Дороги в распиле и разрезе: что влияет на качество