Интервью, 24 фев 2020, 00:59

Интервью: в Новосибирске никогда не было коллапса из-за уборки снега

О проблемах с зимним содержанием дорог в Новосибирске, нормативах, финансировании и режиме ЧС – в интервью с главой Управления автомобильных дорог мэрии Новосибирска Юрием Сердюком
Читать в полной версии
Фото: nsknews.info

— Что для вас лично является критерием хорошей очистки города от снега?

— Стабильная работа общественного транспорта, безопасное движение по магистралям города. Ни в один год остановки движения общественного транспорта, блокирования движения по городским улицам у нас не было.

Бывает, нас упрекают в том, что мы уделяем больше внимания дорогам, чем тротуарам. Автомобиль — это техническое средство повышенной опасности, при столкновении на дороге автомобилей тяжесть последствий больше, чем от столкновения двух пешеходов. Поэтому в первую очередь важна чистая дорога и отсутствие скользкости.

— По содержанию дорог и тротуаров есть нормативы. Реально ли их соблюдать?

— Нормативы по допустимой толщине снежного покрова на проезжей и тротуарной части и сроки на устранения отклонений от них зависят от категорийности дорог и регламентируются ГОСТом. Он написан для всей страны одинаково. Мы живем в жестких климатических условиях, но поблажек никто не делает: все должны выполнять требования ГОСТа. Реально получается по-разному.

Фото: nsknews.info

— Дороги и тротуары. Почему при довольно чистой дороге на тротуаре может быть буквально «козья тропа»?

— Во время СССР тротуары чистили дворники. Сейчас «муниципальные» дворники в Новосибирске практически исчезли как класс. Их труд довольно дорог. В итоге чистят тротуары шириной более 2,2 м, где может пройти техника. Узкие пешеходные дорожки, которых много в Новосибирске, за год, бывает, не чистят ни разу, если в прилегающих домах или магазинах нет своего дворника.

— На дороги более высокой категории финансирование выше?

— Да. Здесь важно не расположение дороги, а трафик на ней. На дороги районного подчинения в этом году администрациям первый раз добавили 10% средств, это произошло впервые с 2013 года.

МКУ (муниципальные казенные учреждения), созданные при администрациях районов, своей техники не имеют. Их работа — координация работ в рамках муниципального заказа по очистке дорог районного значения.

Это дороги, по которым не ходит общественных транспорт, внутриквартальные проезды. Перечень составляет администрация района, глава района расставляет приоритеты.

По данным пресс-центра мэрии со ссылкой на администрации районов, после снегопада уборка дорог начинается с дорог третьей категории (от 100 автомобилей в сутки в обоих направлениях, шириной от 6 метров), которая осуществляется в приоритетном порядке по отношению к дорогам 4 и 5 категорий.

В первую очередь механизированная уборка проводится к социально значимым объектам: школам, садикам, поликлиникам и больницам. Уборка идет в зависимости от категорий, транспортно-эксплуатационных характеристик дорог.

Кратность уборки установлена муниципальным контрактом, в сводном виде информации о дате очистки от снега дорог районного подчинения нет. Чиновники предлагают искать ее в тексте контрактов на сайте закупок.

— Средств на очистку улиц в районах хватает?

— В 2013 году было радостнее. За семь лет эти цифры «усохли»: стоимость топлива значительно увеличилась и запчасти также.

— Все ли улицы чистят в Новосибирске?

— Нет. Есть определенный список, установленный муниципальным контрактом. При этом есть проулки, тупики, особенно в частном секторе, которые не описаны, не паспортизированы и грубо говоря, неизвестны администрации.

План по очистке магистральных и ведущих улиц Новосибирска, которые чистятся силами «Управления автомобильных дорог мэрии города Новосибирска», можно посмотреть здесь и здесь.

— Озвучивалось, что в Новосибирске 494 единицы снегоуборочной техники. А на линии почему всего сто?

— Сейчас ГЛОНАССом оборудованы практически все машины. Но раньше были разные операторы, и часть из них не поставляли в базу общую информацию. Сейчас произведена общая закупка и с февраля будем видеть реально технику, которая есть на улицах. Но 490 единиц — это не значит, что все на улицах. Сколько-то на линии, часть чинится.

Фото: nsknews.info

— Как в Новосибирске выглядит ситуация с техникой?

— Количество единиц техники для зимнего содержания у нас 494 единиц, это чуть больше трети от необходимого количества, рассчитанного по рекомендациям Академии коммунального хозяйства.

Городу не хватает около 840 единиц специализированной коммунальной техники, за последние два года купили 61 единицу. Техника в ДЭУ имеет большой износ,  до 80% парка погрузчиков имеют износ 100%, часть требует списания из-за экономически не обоснованных затрат на их содержание.

— Насколько Новосибирск снежный город? Если не эту зиму брать, а в целом?

— Год на год не приходится. Этот год по количеству снега рекордный. Мы уже вывезли более миллиона тонн снега. В среднем из Новосибирска за год за сезон около двух миллионов.

— Сумма выделяемых средств коррелирует с объемом снега?

— Нет. Тот бюджет, который выделяют, нам сразу его не хватает. И на каждой сессии нам понемногу добавляют денег.

— И по районам также суммы постоянны?

— Да. В принципе суммы год от года не особо меняются.

— Правильно ли я понимаю, что районы чистят и снег вывозят по принципу — «докуда руки дошли и денег хватило»?

— В какой-то мере так. В распределении средств есть логика, но на нормативное поддержание всей территории города в бюджете средств нет.

Фото: nsknews.info

— Есть ли в городе единый центр, который координирует весь объем ресурсов и может в режиме реального времени выдать полный какой список улиц, где чистится сегодня и будет почищено завтра? Есть ли он в открытом доступе?

— Нет. Дороги, по которым ходит транспорт и часть дорог 3 категории чистят ДЭУ, их можно увидеть на муниципальном портале. За основные магистрали с интенсивным трафиком отвечает «Управление автомобильных дорог мэрии города Новосибирска», которое я возглавляю.

Очисткой дорог районного значения руководят главы районов и их замы, они подчиняются мэру. Плюс часть тротуаров, внутриквартальных проездов относятся к зонам ответственности управляющих компаний, торговых и офисных комплексов. Это зона ответственности Госжилинспекции.

— Что в данной ситуации дает муниципалитету введение режима ЧС?

— Увеличивается финансирование из резервного фонда муниципалитета. ДЭУ может привлекать дополнительную технику подрядчиков, оперативно заключая контракты, минуя конкурсные процедуры.

— Брошенные вдоль дорог автомобили. Неужели нет способа борьбы с ними?

— Если автомобиль имеет номерной знак и не нарушает правила ГИБДД, стоит в разрешенном месте, сделать мы с ним ничего не можем. Пишем в ГИБДД, они пытаются воздействовать на водителя, но однозначных и оперативных рычагов воздействия на ситуацию нет.

Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
По краю пропасти: почему в США опасаются линчевателей облигаций
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Нерезидент с бизнесом в России: можно ли избежать проблем с налоговой