Дефицит запчастей на спецтехнику: рост затрат бизнеса и надежда на Китай
В марте о прекращении или приостановке поставок в Россию объявили ряд международных брендов, поставляющих для российских предприятий дорожной, строительной, агроотрасли, промышленности спецтехнику.
В списках как сама грузовая и специализированная техника, так и запчасти для нее, компоненты и строительное оборудование.
О приостановке или прекращении поставок объявили Bosch, John Deere, AGCO, Komatsu, Caterpillar, Scania, Volvo Trucks, Volkswagen и MAN, Renault Trucks, Mercedes-Benz, Stihl, Husqvarna, StanleyBlack&Decker.
РБК Новосибирск опросил экспертов, чтобы оценить, насколько ситуация может создавать риски остановки работ и роста себестоимости в компаниях Новосибирска.
Ситуацию с наличием запчастей на технику можно оценить как довольно критичную — складских запасов по ходовым позициям хватит на несколько месяцев.
По сельскохозяйственным машинам ситуация чуть легче, есть отечественная и белорусская техника. По дорожно-строительной технике тяжелее. Если ничего не изменится во внешней политике, придется переходить на китайское оборудование.
Говорят о перспективах реэкспорта запчастей через третьи страны. Но у большинства заводов доля рынка в России намного меньше, чем в остальных странах мира. Маловероятно, что кто-то захочет рисковать из-за поставок в Россию остальной частью производства и продаж.
В Китае выпускают не все запчасти, и качество их бывает не на уровне. В самой России на сегодняшний день кроме фильтров и масел низкого качества для импортной техники мало чего производится. И практически нет технологий, оборудования и специалистов для производства всего остального.
В результате есть риски, что себестоимость производства работ вырастет, поскольку то, что сейчас можно купить в РФ для обеспечения техники, уже подорожало на 30-40%. И будет дорожать дальше из-за дефицита, курса валют и сложной логистики.
В сложной ситуации оказались компании-официальные дилеры, с точки зрения гарантийного ремонта европейской и американской техники. Если торгово-промышленная палата встанет на сторону бизнеса и признает ситуацию форс-мажорной, они смогут отказать в выполнении гарантийных ремонтов. Но это маловероятно, скорее всего, многое придется ремонтировать за счет дилера.
Денис Субботин, председатель аграрного комитета Заксобрания Новосибирской области, глава «Половинновского элеватора»:
— Как бы то ни было, раньше можно было к европейской и американской сельхозтехнике из той же Германии привезти двигатель или мост. Даже самолетом везли. Это было дорого, но это можно было сделать. Сейчас нет понимания, возможно ли это сделать даже за большие деньги. Мы пока реально не понимаем, где взять, если это сломается. При этом аналогами от других марок техники многие позиции нельзя заменить в большей части случаев.
Федор Николаев, председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности в Заксобрании Новосибирской области, генеральный директор ОАО «Новосибирскавтодор»:
— Есть риски по технике для многих сфер. Сегодня ни для кого не секрет, на каких комбайнах работают сельхозтоваропроизводители: американского, немецкого и «относительно нашего» белорусского производства, на которые цены также в 1,5-2 раза выросли. То же самое происходит в сфере инфраструктурного строительства. Посмотрите, на каких станках работают — наших нет. Все, что связно с асфальтоукладкой — нет наших аналогов практически. Есть заводы, но на все, что связано с уплотнением смеси, аналогов нет.
С точки зрения эксплуатации транспортной инфраструктуры — тут проще, тут есть аналоги. Это наша коммунальная техника, наших производителей. но усугубляет ситуацию то, что российский «КамАЗ» на 30-40% состоит из немецкого Bosch, китайских аналогов двигателей. Есть зависимости, новые цепочки надо налаживать. Как оно пойдет — через Казахстан, через Китай, но в любом случае это будет удорожание.
По запчастям сегодня уровень удорожания оценивается так: если это наша техника или из ближнего зарубежья — 40-60%, если Европа — то до 200% на курсе валюты и логистике.
Анна Скворцова, категорийный директор направления «Инструмент» и «Строительное оборудование» онлайн-гипермаркета ВсеИнструменты.ру:
— На фоне дефицита товаров из-за пандемии в прошлом году многие поставщики основательно подготовились к начинающемуся строительному сезону 2022 года.
На складах в России остатков хватит как минимум на полгода по большинству видов продукции. Дефицита в строительном инструменте мы не наблюдаем.
Теоретически в среднесрочной перспективе в России может не хватать расходных материалов. Но здесь причиной в большей степени может служить корректировка логистических цепочек, чем уход какого-то бренда с рынка. Даже если какой-то уникальной запчасти не найдется, ее можно заказать. Возможно, что увеличится срок поставки товара, но на это время можно купить или взять в аренду подменный инструмент. Ни один из поставщиков пока что не заявил о сложностях с поддержкой сервиса или о полной остановке поставок.
Если говорить о реэкспорте, то наши поставщики уже запустили по ряду брендов подобные поставки. В данной ситуации все зависит не столько от канала и направления поставок, сколько от желания самого производителя поставлять товар.
Себестоимость производства строительных работ увеличится. Но надо понимать, что она в большей степени зависит от стоимости материалов, нежели от стоимости оборудования и инструмента. Оборудование, как правило, служит долго и покупается не на один раз, поэтому его удорожание несильно скажется на стоимости производимых работ. Но нужно быть готовым к тому, что будет увеличение цены строительных проектов по совокупности всех факторов.
Следите за деловыми новостями в Telegram-канале РБК Новосибирск