«Это опричнина»: власти введут штраф за незаключение «мусорных» договоров
Региональным Министерством ЖКХ разработан законопроект, вводящий штрафы за отказ заключать договор с региональным оператором. Санкции коснутся тысяч новосибирских компаний.
На региональном портале электронной демократии опубликован проект поправок в региональный закон «Об административных правонарушениях в Новосибирской области».
«В законодательстве отсутствует административная ответственность за невыполнение обязанности по заключению договора по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области», — описывают проблему разработчики в описании проекта.
Ранее в комментарии РБК Новосибирск руководитель новосибирского регоператора Лариса Анисимова называла эту ситуацию весомым пробелом в законодательстве, влияющим на работу по сбору платежей.
По данным регоператора, с начала года заключено 6,8 тыс. договоров с юрлицами, 1 тыс. договоров с управляющими организациями. По данным регионального УФНС, в Новосибирской области зарегистрировано порядка 111 тыс. юрлиц и 84 тыс. ИП. Из числа юрлиц только две трети платят налоги, то есть ведут какую-либо деятельность. Из числа ИП «неживых» около 14 тыс.
Таким образом, количество юрлиц, ведущих деятельность в регионе, явно превышает 100 тыс. Таким образом, по подсчетам РБК Новосибирск, договоры с регоператором заключили менее 8% от общего количества организаций региона.
В описании законопроекта представители новосибирского министерства приводят в пример Московскую область, где штрафы за уклонение от «мусорных» договоров действуют с 2016 года. Там физлиц штрафуют на 5 тыс. рублей, должностных лиц — на 50 тыс. рублей, юрлиц — на 300 тыс. рублей. Регулярно проводятся рейды по выявлению неплательщиков. Подобные инициативы высказывались и в других регионах России — Ростовской и Орловской области, в Карелии.
При этом в ряде регионов компании привлекают к ответственности по ст. 8.2. КоАП РФ, например, в Красноярске. «Все предприятия обязаны заключить договор на вывоз ТКО с тем, кто за это отвечает. Те, кто такой договор не подписывают, совершают административное правонарушение по статье 8.2. Там предусмотрен штраф до 250 тысяч на предприятие. Вплоть до приостановки деятельности на 90 суток», — рассказывает Юлия Гуменюк, замминистра экологии Красноярского края.
В «Экологии Новосибирск» пояснили, что ответственность по ст 8.2 КоАП не действует, пока регионы не внесут изменения в свой КоАП субъекта и не приравняют незаключение договора к несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами (8.2 КаАП).
«Сейчас выходит, что по нормам публичного договора он вроде бы со всеми юрлицами заключен. Но без воли юрлица и без дополнительных сведений, которые он должен нам предоставить — реквизиты, вид деятельности, наличие контейнерной площадки и другого, — мы не можем корректно начислять ему плату за вывоз мусора», — пояснил представитель регоператора.
По закону, если у юрлица есть своя контейнерная площадка, количество кубометров мусора считают исходя из фактического объема накопления отходов. Если площадки нет, нормативы по оплате вывоза мусора юрлицами утверждены департаментом по тарифам и зависят от вида деятельности компании, ее масштаба (площади помещений, числа сотрудников, объемов оказания услуг или производства товаров).
По подсчетам РБК Новосибирск, плата за офис с семью сотрудниками составляет около 600 руб/мес., за супермаркет в 300 кв.м — около 5,3 тыс. руб. в мес., за садик на 220 мест — порядка 9 тыс. руб. в месяц, за турбазу на 100 мест — около 20 тыс. руб. в месяц. Свой тариф установлен даже для кладбищ и храмов.
Депутат Заксобрания Новосибирской области Вадим Агеенко называет законопроект «поборами за бездействие регоператора при заключении договоров». Он указывает, что в В ГК РФ есть механизм, побуждающий стороны к заключению договора на выполнение обязательных услуг. Регоператор работает по принципу публичного договора: текст публикуется на сайте, считается публичной офертой.
«При публичной оферте, когда считается, что все заключили договоры после 10 дней опубликования договора на сайте регоператора, взимание долгов — это обычная судебная процедура (как в ГК РФ), взимание дополнительного штрафа за незаключение публичного договора — это просто чиновничий произвол, — комментирует депутат. — Регоператор хочет получить дополнительные дивиденды на свое неумение работать. К введению этих штрафов отношусь крайне отрицательно. По действующему закону регоператор обязан взыскивать долги только через суд без каких-либо штрафов. Бизнес это сильно подкосит без каких-то видимых причин. То, что предлагается, это просто опричнина».
Новосибирский юрист Екатерина Семенова обращает внимание на то, что при введении региональных штрафов за незаключение договоров эти суммы пойдут в бюджет, но потребуют от правительства механизма контроля, наличия штата инспекторов. Содержание этого аппарата также ляжет на бюджет.
«Если административные правонарушения будут активно фиксироваться при таком общем количестве незаключенных договоров, по закону каждый штраф пойдет через суд. Это увеличит нагрузку на новосибирские суды. Если механизма контроля разработано не будет, норма будет мертвой».
Юрист добавляет, что если одновременно с побуждением к заключению договора регоператор будет пытаться взыскивать долг за вывоз мусора, ему придется доказывать, что эта услуга была оказана. «У бизнес-центра своя контейнерная площадка, откуда мусор вывозят по фактическому потреблению. Если мусор в организации убирает администрация здания, то при претензиях по оплате услуг за прошедшие периоды однозначно будет задвоение начислений».
По мнению нескольких экспертов, опрошенных РБК Новосибирск, регоператор мог бы решить часть проблем через более плотное взаимодействие с администрациями бизнес и торговых центров и рассылку писем по базе компаний.
«Однако надо понимать, что для этого также нужны ресурсы — штат, техника, база. Если закон об ответственности за незаключение будет принят, регоператор решит свои бизнесовые проблемы за счет административного ресурса, получит дубинку в виде инструмента давления на бизнес. Вопрос, как этот ресурс будет задействован, какие механизмы контроля будут включены: точечные удары по крупному бизнесу или «ковровые» бомбардировки бизнес- и торговых центров», — пояснил источник РБК Новосибирск.
По словам гендиректора ООО «Оператор Эко сфера» Владимира Булычева, введение штрафных санкций в отношении юридических лиц, отклоняющихся от заключения договора с региональным оператором необходимо: «У нас есть компании, которые вывозят мусор в пригородные леса, и заявляют, что мусора у них нет, и им не за что платить. При этом регоператор должен нести ответственность за ошибки и недочеты в его работе, которых за полгода скопилось очень много».
Булычев уверен, что данная мера — это инструмент и все будет зависеть от того, как она будет использоваться в регионе.