Новосибирск, 25 апр 2023, 18:00

Новосибирский омбудсмен заявила, что опасается «украинского» синдрома

Читать в полной версии
Фото: Минобороны РФ

Уполномоченный по правам человека в Новосибирской области Нина Шалабаева на сессии регионального Заксобрания, 25 апреля, заявила об опасениях возникновения такого явления среди военнослужащих, которые находятся в зоне проведения специальной военной операции, как «украинский» синдром. Она провела аналогию между ним и «афганским» синдромом.

«Афганский» синдром — тяжелое посттравматическое стрессовое расстройство, которое диагностируют, в том числе у людей, прошедших боевые действия. Он характеризуется подавленным состоянием, депрессией, десоциализацией, ночными кошмарами, галлюцинациями, агрессией.

Шалабаева отметила, что в Новосибирской области реализуются программы по поддержке мобилизованных и их семей, а также реабилитации получивших увечья бойцов.

«Но, мне кажется, что каждый участник боевых действий, вне зависимости оттого, как он уходил и каким вернулся, должен иметь возможность пройти углубленную диспансеризацию, на которой была бы проведена работа не только врачами, социальными работниками, но и клиническими психологами. Таких у нас сейчас недостаточно. Я думаю, что эта работа сейчас ведется. Отмечу, что, общаясь со своими коллегами из других регионов, я вижу, что Новосибирская область в этом отношении — одна из передовых», — сказала Шалабаева.

Она предложила сформировать реестр, в который стоит внести не только военнослужащих, побывавших на передовой, но и людей других специальностей, которые находились в зоне проведения специальной военной операции.

Заместитель председателя комитета по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике Заксобрания Новосибирской области, кандидат медицинских наук Яков Новоселов рассказал РБК Новосибирск, что парламентарии дважды обсуждали вопросы реабилитации военнослужащих с посттравматическим синдромом.

Яков Новоселов (Фото: zsnso.ru)

«Он приводит к серьезным изменения в психике под влиянием тяжелого стресса. Это происходит неизбежно. Большинству таких людей после возвращения нужна помощь в виде реабилитации: психологическая и очень часто психиатрическая. Этого не стоит опасаться и нужно готовить сейчас медицинскую службу», — отметил Новоселов.

По его словам, методы реабилитации военных зависят от того, насколько активно они участвовали в боях, насколько крепкую нервную систему имеют. «Предлагать такую помощь нужно всем, так как, чтобы понять, нуждается ли человек в помощи, его нужно обследовать», — считает парламентарий. При этом он добавил, что часть людей с посттравматическим синдромом начинают употреблять алкоголь или наркотики. Поэтому для них нужна помощь наркологов.

Шалабаева рассказала, что за прошлый год в аппарат уполномоченного по правам человека в Новосибирской области поступило 423 жалобы на действия сотрудников военкоматов, призывных комиссий, военных частей и управлений, из которых 364 — были связаны с частичной мобилизацией.

На военкоматы, призывные комиссии, военные части и управления поступило 423 жалобы, из которых 364 — по вопросам частичной мобилизации. «Я посетила все четыре пункта сбора мобилизованных в Новосибирской области и, конечно, отмечу работу, которую организовала общественная приемная губернатора по консультированию людей о возможности взаимодействовать с банками и нотариусами. Это снизило фактор непонимания не только среди мобилизованных, но и их семей», — отметила Шалабаева.

После того, как омбудсмен представила свой доклад, депутаты поблагодарили ее за проделанную в прошлом году работу. «Нина Николаевна, спасибо вам огромное за вашу работу. Наверное, это самое непростое, когда к вам идут люди с такими проблемами, о которых не каждый человек сможет говорить, но вы это делаете это достойно уже много лет», — заявил председатель Заксобрания Новосибирской области Андрей Шимкив.

Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте

Pro
Как находчивые сотрудники обворовывают компании. 5 схем от финдиректора
Pro
В школах США и Европы появились «телефонные тюрьмы». Как это работает
Pro
Время летунов. Почему частая смена работы стала выигрышной стратегией
Pro
Как мыслят эмоциональные вампиры: 5 шаблонов — и противоядия от них
Pro
Тест на опьянение: как проверить работника, не нарушив его права
Pro
«Говорить о деньгах неловко»: как получить хороший оффер
Pro
«Ему уже неактуально»: как нерадивые продажники «обворовывают» компанию
Pro
Синдром хорошей девочки: почему женщины хуже осваивают ИИ — The Economist