Сбежало молоко: падение закупочной цены грозит ростом контрафакта
На совещании с молокоперерабатывающими предприятиями министр сельского хозяйства Новосибирской области Василий Пронькин сообщил, что закупочная цена на первый сорт молока за неделю упала на 54 коп. и составляла на 8 февраля 2018 года 22,41 руб. за литр (при средней цене по Сибирскому федеральному округу 24,2 рубля за литр. — РБК Новосибирск).
«Снижение закупочных цен на молоко является не характерным для данного периода. Если в 2017 году снижение закупочной цены началось в марте месяце, то в текущем году снижение наблюдается с января», — говорится на сайте областного Минсельхоза.
Также было отмечено, что февральская цена почти на 2 руб. (10%) ниже уровня прошлого года. Эти данные подтверждает и ведущий аналитик Центра исследования молочного рынка Екатерина Захарова: «Спад цены на молоко наблюдался в конце декабря, начале января — это тревожная, нехарактерная тенденция для производителей».
Очередной коллапс
Как сообщил РБК Новосибирск председатель племзавода «Ирмень» Юрий Бугаков, цена падает из-за низкой покупательской способности граждан.
«Наше население богаче не стало, поэтому стали меньше покупать молоко и мясо. В результате рынок начал переполняться продукцией, а цены — падать. Если с этой цепочкой что-то не сделать, то падение лишь продолжится», — предупреждает Бугаков.
Его мнение разделяет председатель комитета по аграрной политике Заксобрания Олег Подойма. «Ситуация во многом обусловлена тем, что последние годы объемы производства прирастали значительно. Произошло самообеспечение отрасли, а по инерции объемы лишь добавлялись и это привело к избытку предложения. Мы оказались зажаты между двумя стенами: с одной стороны — избыток продукции, с другой — оставшаяся на том же уровне покупательская способность», — рассказывает Подойма.
По мнению депутата, если снижение цены не остановить, то аграрный рынок ждет очередной коллапс — на этот раз молочный.
«Ситуация настораживает сельхозпроизводителей: все помнят, какой ущерб был нанесен зерновой отрасли во время уборки и продажи урожая зерна прошлого года», — говорит Подойма.
Олег Подойма уверен, низкая цена на молоко обусловлена увеличением поставок молока с Украины и Беларуси. «Эта продукция просто дешевле. Кроме того, на складах многих предприятий Новосибирской области сейчас есть большие объемы сухого молока — это вторая причина падения цен», — сообщает депутат.
Россельхознадзор планировал с 26 февраля запретить ввоз молока и молочных продуктов из Белоруссии. Запрет обосновывался «повторяющимися неоднократными выявлениями нарушений ветеринарно-санитарных требований Евразийского экономического союза и РФ». «Временный запрет на импорт белорусской продукции поможет изъять излишки молока с рынка, что должно способствовать росту цены на сырое молоко, — комментировала Захарова. — Это поможет российским производителям и, разумеется, российские переработчики молока тоже от этого запрета должны выиграть — конкуренция со стороны белорусов временно исчезнет». 26 февраля в Россельхознадзоре уточнили, что введение временных ограничений перенесли на 6 марта.
Много молока
Екатерина Захарова замечает, что спад цены не всегда негативно сказывается на отрасли в целом. «Прошлый год показал, что отрасль может развиваться. Так, например, по России производство молочной продукции увеличилось на 4%.
Однако, выход наших поставщиков на мировой рынок был осложнен неконкурентоспособными ценами — никто не захочет покупать дорогой продукт», — поясняет аналитик.
По мнению эксперта, производителям надо продумать, как можно уменьшить себестоимость производства.
По данным минсельхоза Новосибирской области за последние три года производство сырого молока увеличилось на 6 тыс. тонн и составило почти 670 тыс. тонн в год. При этом, по данным Центра исследования молочного рынка, на территории Новосибирской области перерабатывается только 275 тыс. тонн.
«Новосибирская область является регионом-экспортером сырого молока в соседние субъекты Федерации. Прежде всего, в Алтайский край.
Если развивать собственные перерабатывающие мощности, то вырастет и выпуск данной категории продукции. На данный момент профицит молока-сырья, но не хватает мощностей для производства, скажем, сыров», — рассказывает Захарова.
Молочный фальсификат
Директор молочного завода «Молкомбинат Утянский» Владимир Косенюк замечает, что снижение цен действительно выгодно закупщикам. «Мы сами покупаем сырое молоко и нам это снижение в некоторой степени выгодно. Основная проблема, на мой взгляд, в том, что в магазинах есть дешевое молоко.
Иногда на полках можно найти литр по цене в 23 рубля. Откуда оно там берется — непонятно, у нас только на закупку сырого продукта уходит 24 рубля за литр. Это может говорить о том, что большая часть такого молока разбавлена водой — это уже фальсификат», — уверен Косенюк.
По словам Косенюка, минимальная цена на настоящее молоко начинается от 50 рублей. «Это оптимальный вариант: он удобен потребителю и не обижает заводы», — поясняет директор молзавода.
Ранее РБК Новосибирск писал о том, что по мнению заместителя заведующего Лабораторией экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Светланы Барсуковой, на рынке Новосибирской области отмечается рост числа контрафактной продукции. Так, например, Барсукова считает, что до 78% всех сыров, производимых в России — подделка.
Информацию о большом количестве фальсификата подтверждал и гендиректор Купинского молочно-консервного комбината Андрей Чалдин. По его мнению, вся фальсифицированная и несоответствующая техрегламенту продукция сосредотачивается в системе госконтрактов.
«При выборе поставщика никто не смотрит на качество. Есть один критерий — цена. Мы уже неоднократно обсуждали в Минсельхозе этот вопрос. Нормальные новосибирские производители не могут войти в эти контракты. Тендеры по госзакупкам выигрывают никому неизвестные компании», — поясняет специалист.
При этом у Россельхознадзора есть составленные списки недобросовестных производителей молочной продукции. По словам главы федерального Россельхознадзора Николая Власова, ведомство пока не готово обнародовать списки недобросовестных производителей молочной продукции. Позицию ведомства чиновник аргументировал недостаточной отлаженностью режима проверок, а также опасением многочисленных судебных тяжб, которые могут начать производители молока, оказавшиеся в «черных» списках.
Поддержать отрасль
Власти Новосибирской области видят решение в косвенных мерах поддержки. Так, например, на сайте министерства сообщается, что одной из основных задач ведомства станет контроль за необоснованным понижением закупочных цен на сырье. «Необходимо также усилить работу по увеличению доли закупа молока на территории региона и обеспечению загрузки собственных производственных мощностей, содействовать продвижению высококачественной молочной продукции в торговые сети и развитию фирменной торговли, прежде всего за пределы региона», — сообщается на сайте Минсельхоза.
Олег Подойма уверен, ситуацию можно изменить, если государство поспособствует снижению кредитной нагрузки на предприятия. «Год назад процентная ставка немного субсидировались властью. Сейчас, увы, такой поддержки нет. Объясняют это отсутствием должных статей в бюджете. Если государство хочет, чтобы предприниматели не банкротились, чтобы экономика не шаталась из года в год — нужно запланировать средства для поддержки аграриев», — резюмирует Подойма.