Новосибирск, 27 июн 2018, 03:32

15 лет на Красном: каковы перспективы старого автовокзала Новосибирска

В 2018 году исполнится 15 лет амбициозному проекту реконструкции автовокзала на Красном проспекте. РБК Новосибирск разбирался, есть ли перспективы у долгостроя
Читать в полной версии
(Фото: Сергей Мордвинов, sib.fm)

История автовокзала на Красном проспекте началась с первого здания, построенного в 1964 году. К началу 21 века автовокзал не вмещал нужные городу потоки. Денег на масштабную реконструкцию у муниципалитета не было.

В 2003 году с инициативой инвестпроекта выступила ЗАО «Олдви», возглавляемая Олегом Мыслиным. К тому времени компания была известна возведением трех монолитных 16-этажных зданий по ул. 1905 года. Идея была в том, что «городские власти рассчитаются за вокзал частью самого вокзала».

Между «Олдви» и МКП ПАТП-4 был заключен инвестдоговор. Мэрия предоставила землю, а «Олдви» должна была до 2005 года построить здание за свои и чужие средства. «Олдви» привлекало физические и юрлица, которые выкупали площади. По проекту автовокзал - это комплекс площадью более 5 тыс. м2 в 4 этажа, затраты на проект оценивались в 103 млн руб.

К автовокзалу хотели пристроить два трехэтажных здания и сдавать их в аренду (Фото: ksonline.ru)

В 2012 году «Олдви» была признана банкротом по заявлению одного из частных инвесторов Ивана Кравца. Инвестдоговор был расторгнут. Мэрия решает ввести в эксплуатацию первую очередь строительства для временного размещения служб автовокзала.

Единственным застройщиком осталось ПАТП-4. «Строительные работы на данном объекте прекращены 14 мая 2013 года», — рассказали РБК Новосибирск в мэрии.

В 2014 году на автовокзале сменился оператор — на место ПАТП-4 пришло ООО «Авто-сервис», возглавляемое экс-депутатом и экс-министром регполитики региона Андреем Гудовским. Причиной смены оператора названы многомиллионные долги ПАТП-4 перед автоперевозчиками. Общий объем понесенных ПАТП-4 затрат на строительство автовокзала за несколько лет составил 25 млн. рублей

Кроме автовокзала, ЗАО «Олдви» известно долгостроем на Кошурникова, 22. ЗАО обанкротилась с долгами в 170 млн руб. «У должника отсутствует имущество.Из-за истечения сроков давности не удалось вернуть часть имущества, отчужденного бывшим руководителем компании Олегом Мыслиным. Кроме того, компании было отказано в иске по взысканию солидарно с ПАТП-4 и мэрии Новосибирска 138 млн руб», — комментировал «Коммерсанту» конкурсный управляющий Антон Горьков.

В 2012 году Олега Мыслина судили за двойную перепродажу квартир и по ч.4 ст 159 ему было определено наказание в виде пяти лет лишения свободы условно. На момент вынесения приговора ущерб возмещен не был. В 2016 году в Железнодорожный суд Новосибирска на него поступало еще одно дело с подобным составом. Сейчас Олег Мыслин по данным rusprofile, является учредителем двух действующих компаний — одна занимается управлением недвижимостью, вторая оказывает ресторанно-кейтеринговые услуги. Доля Мыслина в уставном капитале двух компаний — более 5 млн руб

Клубок инвесторов

Одним из основных источников финансирования для достройки автовокзала мэрия видела привлечение средств компаний и физлиц, заключивших инвестдоговоры с ЗАО «Олдви».

При этом де-юре у муниципалитета с инвесторами отсутствовали договорные отношения. «Поэтому мы не несем субсидиарной ответственности за договоры, заключенные с «Олдви», — рассказал представитель мэрии в комментарии РБК Новосибирск. Однако муниципалитет изъявлял готовность признать инвесторов владельцами незавершенного строительства при подтверждении вложений.

Выяснилось, что на объекте есть проблемы. «Некоторые инвесторы предоставляют документы на одни и те же площади», — рассказал представитель мэрии. «В блоке № 3 площади «двойных продаж», на 1 апреля 2015 года, составили 853 м2», — сообщает Контрольно-счетная палата (КСП) Новосибирска в отчете от 2016 года. Ведомство поясняет, что ситуация произошла из-за того, что «в проект здания автовокзала вносились изменения, что повлекло смещение отметок и осей привязок, которые были указаны в инвестиционных договорах».

На начало 2015 года список инвесторов был практически составлен. В состав вошли 8 юрлиц и 29 физлиц. В комментарии РБК Новосибирск представители мэрии поясняли, что на завершение проекта требуется порядка 200 млн рублей: муниципалитет планировал выделить 70 млн рублей, еще 127 млн рублей предлагалось получить от инвесторов.

«Тем, кто не согласны доплачивать и подтвердить свои инвестиции финансовыми документами, будут возвращены внесенные ими в проект суммы. Их площади в незавершенном здании будут реализованы с аукциона или перераспределены между инвесторами, готовыми вкладывать средства в завершение строительства», — пояснял замначальника управления экспертизы и правового обеспечения операций с недвижимостью мэрии Анатолий Гутов.

Директор компании «Авто-сервис», текущего оператора автовокзала, Андрей Гудовский, прокомментировал РБК Новосибирск, что ситуация с инвесторами не решена и на текущий момент. «После ввода здания в эксплуатацию и регистрации прав собственности будет много собственников и общедолевая собственность на участок. Неизбежны конфликты интересов на этом объекте. Есть противоречия в клубке инвесторов и из-за двойных продаж площадей», — комментировал Гудовский.

Правые и виноватые

На заседании комиссии Горсовета по бюджету и налоговой политике в марте 2016 года были обнародованы итоги проверки КСП Новосибирска по строительству автовокзала.

«В настоящее время отсутствует договорная форма распределения имущественных интересов дольщиков строительства автовокзала — муниципалитета и иных инвесторов», — указано в отчете.

«Поскольку здание находилось в стадии строительства, его постановка на баланс невозможна, соответственно заключение договоров аренды не производилось, но ПАТП-4 несло затраты по коммунальным и эксплуатационным услугам», — сообщает КСП.

Аудиторы указывают, что в этот момент в здании автовокзала числилась как минимум 21 организация: «С 2010 года и по настоящее время фактов поступлений арендной платы от сдачи в субаренду земельного участка и помещений не установлено. Однако представлены договоры на возмещение коммунальных и эксплуатационных расходов, заключенные между ПАТП-4 и юридическими лицами, занимающими площади в здании автовокзала»

Перспективы автовокзала на Красном

Анатолий Локоть в недавнем интервью ksonline.ru сообщал свою позицию по будущему зданию. «У этого объекта перспектив нет. Я считаю, что автовокзал в центре города, к которому нужно добираться через пробки, — это неправильно»

Сейчас автовокзал функционирует на территории незавершенного строительства, однако «переселить» его некуда.

Андрей Гудовский в комментарии РБК Новосибирск сказал: «Автовокзал на Красном работает до того момента, пока мы не съедем оттуда. С юридических позиций на этой территории автовокзал располагаться не может по требованиям федерального законодательства с точки зрения оценки безопасности и уязвимости»

При этом представители муниципалитета не оставляют надежд на достройку объекта. «В настоящее время решается вопрос по изъятию у МКП «ПАТП-4» закреплённой за ним доли города Новосибирска в праве общей долевой собственности на строящейся объект и земельных участков под ним», — пояснили в пресс-центре мэрии.

Директор «Авто-сервиса» констатирует, что будущий инвестор будет достраивать здание автовокзала как коммерческий объект.

«Локация удачная, — комментирует Гудовский. — Год назад стоимость достройки автовокзала оценивалась в 300 млн руб., сейчас, возможно, несколько больше из-за роста цен.

Мы рассматривали возможность выступить в качестве инвестора, однако в связи с юридическими рисками и потенциальными противоречиями с мелкими инвесторами сочли этот шаг нецелесообразным», — дополняет спикер.

Муниципалитет рассчитывает завершить здание через новый инвестпроект. «Проработка мер по завершению реконструкции здания автовокзала, включая возможные варианты привлечения физических и юридических лиц в качестве инвесторов продолжается», — заверили РБК Новосибирск в мэрии.

Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Мрачная перспектива: что ждет Европу из-за нового китайского шока
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии