Новосибирск, 27 сен 2023, 00:57

Новосибирские геймеры потратили в 2023 году на видеоигры 2,68 млрд руб.

Каждый пятый геймер не покупает игры и использует их пиратские версии, отмечают аналитики.
Читать в полной версии
Фото: Sebastian Gollnow / dpa / Global Look Press

Объем трат геймеров из Новосибирской области на видеоигры, включая внутриигровые продукты, в текущем году составил 2,68 млрд руб., указано в исследовании онлайн-школы в сфере геймдева XYZ School, входящей в образовательную компанию Ultimate Education. Данные были получены благодаря опросу геймеров со всей России и анализу состояния рынка. К концу 2023 года объем трат геймеров их Новосибирска и области составит 3,31 млрд. рублей. Каждый игрок из региона в среднем потратил с января по август 5955 руб. на игры, что чуть выше среднероссийских показателей (5400 руб.).

В тройку лидеров по тратам на видеоигры вошли Atomic Heart, Hogwarts Legacy и Baldur's Gate 3. В исследовании, которое есть в распоряжении редакции, указано, что чуть больше трети геймеров (34%) комбинируют покупки игр через официальные каналы и посредников. 39% покупают игры только через официальные каналы, а 9% — только у посредников. 18% респондентов вообще не покупают игры и используют пиратские версии: многие иностранные компании запретили российским геймерам совершать покупки в их интернет-магазинах.

Глава управляющей «Миром танков» и «Миром кораблей» студии Lesta Games Малик Хатажаев отметил, что за последние полтора года на российском рынке видеоигр сегмент пиратства существенно вырос. Если в 2021 году на незаконный оборот игр, по его словам, приходилось не более 8% рынка, то сейчас это уже более 18%. «То есть пятая часть рынка у нас в серой зоне, — считает глава Lesta Games. — Торренты, фейковые аккаунты, «народные переводы» и прочая специфика начала 2000-х снова в тренде».

В XYZ School констатируют, что в тройке лидеров одна из игр — Atomic Heart — продукт от разработчиков с российскими корнями, игра продавалась в России без ограничений. Две другие игры — Hogwarts Legacy и Baldur's Gate 3 — были созданы на европейском рынке. Новых российских видеоигр становится больше, при этом стоит учитывать, что одна игра создается несколько лет.

Всего в целом по России геймеры потратили 135 млрд руб., к концу года объем рынка видеоигр составит 167 млрд. рублей, констатирует Эмма Юсова, операционный директор онлайн-школы XYZ School. По оценкам аналитиков, около 107 млрд руб., или 79% от всех средств, прошло через официальные каналы, а оставшийся 21% (28 млрд руб.) — через посредников-перекупщиков.

В опросе XYZ School приняли участие 1200 российских геймеров. Геймерами в ходе опроса считались те, кто ответил, что играет в видеоигры постоянно, несколько раз в неделю.

По оценкам аналитиков, в России более 25 млн. активных геймеров, в Новосибирской области — около 450 тысяч, таким образом, в видеоигры играет практически каждый третий трудоспособный житель области.

«Гаражные игры» и влияние санкций

В прошлом году из-за санкций и геополитической ситуации российским разработчикам видеоигр пришлось экстренно менять программное обеспечение и искать российские аналоги. Глава компании-разработчика игры «Смута», новосибирской студии Cyberia Nova Алексей Копцев рассказал РБК, что ему пришлось «организовывать аварийную миграцию в «Яндекс.Облако», а аналог сервисам Google студия была вынуждена искать и в сфере офисных приложений. Причем предложения российского производства, по словам Копцева, по удобству все еще «сильно уступают» американским аналогам.

Практически сразу после начала спецоперации на Украине продажи своих игр в России прекратили почти все крупные издатели и разработчики, включая Activision Blizzard (франшиза Call of Duty), Electronic Arts (The Sims, игры по «Властелину колец» и «Гарри Поттеру») и CD Projekt RED («Ведьмак»). IT-гиганты Microsoft и Sony, фактически выступающие монополистами на рынке консолей, прекратили поставки Xbox и PlayStation, а также ограничили для россиян доступ к своим цифровым сервисам. Аналогичным образом поступила и американская Valve, ограничив покупки компьютерных игр в своем магазине Steam. Кроме того, Россию покинули и некоторые отечественные компании-разработчики и издатели, среди которых Game Insight (игры Paradise Island, «Аэропорт-Сити» и «Туземцы»), Plarium (Raid: Shadow Legends и Terminator Genisys: Future War) и Nexters (Throne Rush и Hero Wars).

Алексей Копцев констатирует, что сейчас такое время, когда хорошо заниматься не высокобюджетными проектами, а инди-продуктами, «гаражными историями».

«Приведу в пример Minecraft (минималистичная игра в жанре «песочницы», одна из самых продаваемых игр с аудиторией 140 млн. — РБК) — это чистейший «гаражный продукт», у которого даже маркетинга не было, и в итоге он за миллиарды был продан Microsoft, — рассказывает Копцев. — Сейчас у разработчиков есть уникальная возможность за маленькие деньги сделать крутую игру. Аудитория перекормлена суперграфикой. К тому же значительная часть игроков — это дети. А дети играют не в Elden Ring (получила несколько отраслевых премий как лучшая игра 2022 года. — РБК), а в «Бабку Гренни» — это хоррор-прятки с совершенно чудовищной графикой, но именно это пользователю и нравится».

Подробнее на РБК: Разработчики игр — РБК: «Никто не ожидал, что Google превратится в тыкву»

Студия Cyberia Nova создана в Новосибирске в 2015 году. Первые годы специализировалась на графическом аутсорсе для международных компаний, в том числе Wargaming Inc. Сейчас занимается разработкой боевика «Смута» — первой российской видеоигры, разработка которой была профинансирована Институтом развития интернета (ИРИ). Инвестиции ИРИ в проект составили почти 500 млн руб.

Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте

Pro
Сюрпризы дивидендного сезона — 2024. Что ждать на российском рынке
Pro
ИИ-юрист может навредить клиенту десятком способов. Как этому помешать
Pro
Миграция IT-инфраструктуры: что учесть и как организовать — по шагам
Pro
Сплетни на работе: кому они вредят в первую очередь — The Economist
Pro
«Ozon — это будущий российский Amazon». Почему аналитики верят в компанию
Pro
Российский рынок продолжает падать. Что будет с IPO-акциями
Pro
«Главное событие за 10 лет». Как внедрение ИИ изменит Apple и ее продукты
Pro
Почему «боли клиента» и AIDA — это чушь и чем их заменить маркетологу