Москва не слышит: почему в Новосибирске не строят новые станции метро
МУП «УЗС ПТС» — «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» — занимается строительством метрополитена в Новосибирске. Предприятие создали в 1979 году, вскоре после принятия решения о создании в Новосибирске метро.
—В пятилетнем плане исполнения наказов избирателей включено строительство метро от станции «Заельцовская» до микрорайона «Родники». Для реализации этого проекта требуется 20 млрд руб. Насколько возможно исполнить этот наказ?
— По «Генеральной схеме развития линий новосибирского метрополитена» на границе микрорайонов «Родники» и «Снегири» предусмотрено строительство станции «Снегири» Октябрьской линии.
С нее на конечной станции «Авиационная» пассажиры смогут пересесть на одноименную станцию Ленинской линии. Ориентировочная стоимость продления участка Ленинской линии от станции «Заельцовская» до станции «Авиационная» протяженностью 5 км, и далее с участком Октябрьской линии от станции «Авиационная» до станции «Снегири» превысит 30 миллиардов рублей.
— Власти Новосибирска намерены завершить строительство Дзержинской линии. Как будет развиваться новосибирская подземка дальше?
— Есть проект продления участка Дзержинской линии от «Золотой нивы» до станции «Молодежная» — он не реализован. Также не закончена разработка проекта электродепо «Волочаевское», по которому выполнили только инженерные изыскания. Всего на эти проекты нужно 15 млрд рублей.
В 1996 году утвердили проект продления Ленинской линии от станции «Площадь Маркса» до «Площади Станиславского». В том же году утвердили технико экономическое обоснование создания «Кировской линии» новосибирского метрополитена. Ее протяженность должна была составлять 14 км. Планировалось построить 8 станций. Строительство участка Ленинской линии от станции «Площадь Маркса» до станции «Площадь Станиславского» было намечено после завершения строительства Дзержинской линии и электродепо «Волочаевское». Затем планировалось осуществить строительство первого пускового участка Кировской линии метрополитена в составе 4 станций.
— Мэр Новосибирска в начале этого года попросил Москву выделить деньги для завершения строительства имеющихся проектов и начала создания новых станций. Как отреагировали в столице?
— Подобные просьбы и ходатайства как мэра, так и губернатора, как правило остаются без внимания. Сейчас невозможно привлечь деньги из Москвы на развитие новосибирского метро из-за отсутствия соответствующих мероприятий в программе «Развитие транспортной системы России на 2011-2020 годы».
Сейчас Минтранс России приступил к разработке основ федеральной целевой программы на следующие десять лет. К сожалению, в 2015 году завершился срок действия программы развития Новосибирского метрополитена на период 2001-2015 годы. А новая программа его развития еще не разработана. Чтобы сделать заявку в Минтранс на получение федеральных субсидий в новой программе необходимо предусмотреть соответствующие средства в городском и областных бюджетах.
— В начале года власти говорили, что строительство новых станций метро в Новосибирске возможно за счет повышения проезда на два-три рубля. Удастся ли реализовать эту инициативу и поможет ли она?
— Мэрия Новосибирска вместе с властями региона проработала вопрос увеличения тарифа на перевозку пассажиров и багажа, с включением в него инвестиционной составляющей в размере двух рублей.
Повышение указанного тарифа дополнительный объем инвестиций в пределах 150-160 млн рублей в год. За счет него можно выполнить проектно-изыскательские работы по электродепо «Волочаевское». Однако очевидно, что размер этих инвестиций несопоставим с затратами на строительство новых участков и линий Новосибирского метрополитена.
— Неоднократно говорилось, что для строительства новых станций метрополитена власти будут привлекать частного инвестора. Почему схема концессии оказалась не реализована и насколько она жизнеспособна?
— В 2014 году правительство Новосибирской области издало постановление, согласно которому в 2014-2021 годах на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП) планировалось продлить Дзержинской линии. Кроме того, ожидалось провести комплекс подготовительных работ, завершить работы на участке от станции «Березовая роща» до станции «Золотая нива», а также спроектировать и построить электродепо «Волочаевское».
Все это планировалось сделать со значительным увеличением на ближайшие годы лимитов финансирования в областном и городском бюджетах. Также планировалось в 2017-2021 годах возместить инвестору затраты, понесенные им при строительстве участка продления Дзержинской линии. Однако подготовка документации и проведение инвестиционного конкурса на условиях ГЧП было приостановлено из-за отсутствия гарантий, что в консолидированном бюджете Новосибирской области будут такие средства.
— Насколько активно используется принцип сотрудничества государства и бизнеса при строительстве метро в других городах России и в мире, в целом?
— До сих пор ни один из российских городов, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, не имеет опыта строительства метрополитена на условиях концессии, за исключением прилегающих к метрополитену торгово-развлекательных объектов. Например, строящейся торгово-развлекательный комплекс у станции метро «Геологическая» в Екатеринбурге с организацией нового входа на станцию и монтажом эскалаторов.
А в мире при строительстве и развитии метрополитенов сотрудничество частных инвесторов и государства взято за основу. Строительство метрополитенов в остальных российских городах практически заморожено. Федеральные субсидии на строительство подземок предоставлены бюджетам Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года.
— Как можно удешевить строительство метрополитена?
— Плотная застройка Новосибирска с узкими улицами, а также суровые погодные условия не позволяют вынести линии и участки метрополитена на поверхность. При проектировании участка продления Дзержинской линии удалось частично удешевить ее стоимость путем выглубления станции «Гусинобродская» и устройства за ней надземной утепленной эстакады до станции «Молодежная» и далее до электродепо «Волочаевское» вместо подземной проходки тоннелей. Новосибирский метрополитен изначально строился мелкого заложения, что значительно удешевило на фоне метрополитенов глубокого заложения.
— С какими сложностями сталкиваются строители новосибирской подземки?
— Участок от «Березовой рощи» до «Золотой нивы» строился в сложных гидрогеологических условиях, что потребовало разработки в проектной документации специальных способов работ. Среди них: водопонижение, устройство буросекущихся свай, закрепление грунтовых массивов методом струйкой цементации, применение специального горнопроходческого оборудования. На участке от станции «Золотая нива» до станции «Гусинобродская» также потребуется применить специальные способы работ.