Новосибирск, 28 сен 2022, 19:11

Новый терминал Толмачево начнет принимать пассажиров к концу года, — фото

Терминал получился сложным с инженерной точки зрения, очень продуманным и комфортным, отметил главный архитектор проекта Сергей Кузнецов
Читать в полной версии
Фото: Анна Иванова / РБК Новосибирск

Пассажиров в новое здание аэровокзала пригласят уже к концу года, рассказали в Толмачево.

После реконструкции аэропорт Новосибирска станет самым большим региональным аэропортом, общей площадью свыше 100 тысяч кв. м.

В рамках первой очереди построен новый пассажирский терминал внутренних и международных авиалиний. Проект создан авторским коллективом под руководством главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. Генпроектировщик — ГК «Спектрум»

Одна из отличительных черт здания Толмачево — высота. Аэровокзал выше девятиэтажного дома — 32,2 метра. С южной стороны здания три основные входные группы. По верху аэровокзала козырек с консольным выносом 11 метров. Этот элемент отделан полированной нержавеющей сталью, которая покрыта специальным матирующим лаком. 

Директор сектора «Аэропорты» ГК «Спектрум» Александр Волков рассказал, что, главный зал аэровокзала площадью 8 тыс. кв.м кроме стоек регистрации, зон торговли и обслуживания пассажиров вместит филиал новосибирского художественного музея. Здесь установят инсталляцию самолета МИГ-3, на котором летал Покрышкин, скульптуру «Покорение Сибири». 

«Мощности аэровокзала по обслуживанию пассажиров вырастут примерно вдвое, — отметил Волков. — Последние годы здание старого терминала работало со значительными перегрузками. Новые багажные системы позволят одновременно обслуживать 20 самолетов, это вчетверо больше показателей нынешнего терминала». 

Интерьер внутренних помещений Толмачево (Фото: Анна Иванова / РБК Новосибирск)

Облицовка здания — единая непрерывная стеклянная лента длиной более 300 м. Фасад выполнен из вантовых конструкций, использованы огромные стеклопакеты размером 3х6. По словам Александра Волкова, общая площадь остекления — 11,5 тыс. кв метров, стеклопакеты обладают повышенной энергоэффективностью. Все выполнялось все российскими производителями. 

«Основные базовые производители из России, около 85% общего объема, — рассказывает генеральный директор ГК «Спектрум» Владимир Иванов. — Часть оборудования импортная, что, в России не производят. Например, багажная система, которая должна была приехать гораздо раньше, все еще едет в Новосибирск. Но в целом все закупочные процедуры были проведены вовремя, никаких значимых изменений и правок, влияющих на комфорт пассажиров, не производилось. При проектировании учитывалась высокая доля трансферных пассажиров, характерная для Толмачево». 

Зал с турбинами-деревьями 

Основное украшение зала прилета/вылета — четыре 30-метровые колонны, они составлены из структурных ребер, в которые вмонтировано светодиодного освещение. 

В колонны-турбины вмонтируют светодиодную подсветку, что сделает конструкцию зрительно еще более легкой. Через огромные зенитные фонари здание главного зала аэровокзала наполняется солнечным светом (Фото: Анна Иванова / РБК Новосибирск)

«Основная идея фасадного решения — максимальное взаимопроникновение интерьера в экстерьер, — в темное время суток поддержано за счет отсутствия внешней подсветки, что, позволяет полностью просматривать внутреннее освещенное пространство», — пояснил Сергей Кузнецов.

Вид на масштабный зал прилета-вылета. На заднем плане — стеклянный фасад с вантовыми конструкциями, площадь стеклопакетов - 18 кв.м. (Фото: Анна Иванова / РБК Новосибирск)

По словам архитектора, идея колонн, похожих одновременно на турбины самолета и на гигантские деревья, поддерживающих кровлю здания, делает проект архитектурной изюминкой Новосибирска. 

Архитекторы Сергей Кузнецов (слева) и Игорь Членов в главном зале Толмачево. За ними справа — модель самолета, на которой летал Александр Покрышкин, которая будет установлена в зале терминала. За спиной архитекторов — тонкие вантовые конструкции, укрепляющие стеклянный фасад здания (Фото: Анна Иванова / РБК Новосибирск)

Металлоконструкции для металлических колонн также производились в Новосибирске, а монтировались на месте. Сейчас рабочие ведут монтаж освещения и внутреннюю отделку зала. 

Международный аэропорт Новосибирск Толмачёво им. А. И. Покрышкина работает с 1957 года и является крупнейшим за Уралом транзитным авиаузлом России. Международный терминал введен в эксплуатацию в 1997 году. По итогам 2021 года аэропорт обслужил 6,761 млн. пассажиров. Доля трансферных пассажиров аэропорта составила 30%.

Реконструкция аэропорта Толмачево осуществляется в несколько этапов. Второй этап проекта планируется реализовать к 2025 году. На проектирование и строительство терминального комплекса запланировано в общей сложности более 20 млрд рублей частных инвестиций.

«Аэровокзал получился уникальным, — комментирует Владимир Иванов. — Город получает ворота, которые будут запоминаться пассажирам на всю жизнь. Это инженерно-сложное здание, изначально спроектированное в информационной цифровой модели (bim-проектирование), это один из самых «умных» аэропортов в России на текущий момент». 

Системы навигации и световые табло добавят интерьеру терминала яркости и динамики, — их уже монтируют (Фото: Анна Иванова / РБК Новосибирск)

По словам проектировщиков, уникальным был и сам процесс возведения нового здания терминала — его строили одновременно с ежедневной и круглосуточной работой старого Терминала. 

В целом, удалось добиться лишь незначительного удорожания первой очереди строительства аэровокзала Толмачево за счет целого ряда решений. «Была произведена замена зарубежных производителей на отечественных, использованы российского оборудования, исключили ненужные элементы на первом этапе, перераспределили работы внутри двух этапов, — отметил Александр Волков.- Все это помогло нивелировать существенный рост цен на металл, и удержать бюджет в нужных заказчику рамках». 

Группа компаний «Спектрум» — ведущая российская многопрофильная инжиниринговая компания, лидер в области цифрового проектирования и строительства. С 2016 года — один из BIM-лидеров России по версии Autodesk. Выручка компании за 2021 год — 2,3 млрд. руб., чистая прибыль — 44,8 млн руб. «Спектрум» — генпроектировщик и техзаказчик проекта реконструкции аэропорта Толмачево и второй очереди строительства нового кампуса НГУ в Академгородке.

Владимир Иванов также рассказал, что, а рамках второй очереди запланирована и реконструкция привокзальной площади. Старое здание, закрывающее вид на фасад нового аэрокомплекса, снесут. На площади, кроме просторной парковки, оборудуют зеленые парковые зоны.

Владимир Иванов, глава Группы «Спектрум». Группа проводила конкурс среди студентов НГУАДИ на разработку дизайна общественных пространств терминала (Фото: Анна Иванова / РБК Новосибирск)

«Мы уверены, что, новый терминал задаст некую доминанту, и поможет «вытянуть» на новый уровень весь район, даст толчок развитию. На стадии разработки проекта нами закладывались запасы мощностей, что, бы вблизи аэропорта было возможно строить новые объекты. Если в архитектурной среде появляется некий объект-лидер, на него начинают ориентироваться. Мы видели такие истории в других городах», — отметил глава Группы Компаний «Спектрум».

Интерьеры терминала внутренних авиалиний аэропорта Толмачево от генпроектировщика — Группы «Спектрум»
(Видео: Группа Компаний «Спектрум»)

Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте

Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Переиграть инфляцию: сколько могут принести вложения в стартапы
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
«Уделите 80% своего внимания персоналу». Уроки лидерства с нуля
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать